Органическое поражение цнс. Органическое и неорганическое тело человека Что значит органика в психологии

Вышедшее в 1928 г. основное произведение Плеснера Ступени ор­ганического и человек подхватывает мысль о ступенях жизни, разра­батывает ее и развивает из нее многоплановый, долгое время оста­вавшийся без должного внимания, непростой для восприятия проект Философской антропологии.

Исходным пунктом является различение между организмами и неорганическими вещами. У организмов есть границы, которые можно воспринимать в зависимости от взгляда - извне или изнутри, - и эти границы неустранимы. В отличие от вещей, живые тела отнесены к своим границам, имеющим двойную функцию: они включают и исключают по отношению к «внешнему». Соответ­ственно границы только тогда понимаются должным образом, когда они воспринимаются в своем двойном аспекте - «извне» и «изнутри». Двухаспектность содержит вопрос об отношении организма и окружа­ющей среды. В отличие от неорганических вещей, граница объединяет в мир живого и растения, и животных и человека. «Граница представ­ляет собой минимальное условие жизни. Живущие вещи -это тела, реализующие границу. В своих проявлениях живые тела как «отстаи­вающие пространство» отличаются от неорганических тел, всего лишь «заполняющих пространство». С точки зрения логики граница разде­ляет и связывает область с внешним ей, является посредником меж­ду субстанциальным внутренним и его внешним позициональным по­лем, пространством действия, окружением... Граница по отношению к внешнему окружению имеет функциональное значение, замыкания и размыкания, она проходит сквозь организм и образует его внутрен­ний антагонизм»8. Живущие вещи -это «вещи, реализующие грани­цу». Как таковые они позиционированы. Позиционалъностъ означает бытие живого тела, имеющее свой закон и каркас, и характеризует позицию тела в пространстве и времени и тем самым его временной и пространственный характер. Плеснер употребляет это понятие для характеристики и отличения живой вещи. Так, например, понятие цен-тричной позициональности служит для того, чтобы отличить живот­ного и человека от растений9.

У растений нет центра, и для них характерна открытая форма; человек и животные, напротив, определяются своей замкнутой фор­мой, своей центричностью. В то время как у растений их открытая, не центрированная, форма соответствует их закрытому позиционально-му полю прежде всего из-за отсутствия возможности передвижения, у животных и людей замкнутая центрированная форма соответству-

ет открытому позициональному полю, в котором человек и живот­ные могут перемещаться. Растения, у которых отсутствуют централь­ные органы, посылающие импульсы к передвижению, непосредственно включены в свое окружение. Живые существа, имеющие центр, толь­ко опосредованно входят в свою окружающую среду. Они могут отме­жеваться от своего окружения. В связи с этим Плеснер говорит об «опосредованной непосредственности». «Центрическая позициональ-ность заключает в себе "фронтальность", противопоставленность вещ-но расчлененному окружающему миру, и "спонтанность", готовность к действию»10. При центрической позициональности дело доходит до противопоставления многогранности тела его центру. Противостояние тела его центру позволяет узнать его в модусе подчинения, в моду­се обладать-телом.

Осцилляция между двумя модусами: быть-телом и обладать-телом, - характерна для живого существа с замкнутой фор­мой организации. Это ведет к тому, что можно дистанцироваться от собственного тела. В отличие от человека, животное находится в цен­тре своей позициональности, из него действует, но центр остается для животного скрытым.

Человек же живет как середина, в качестве Я - эксцентрично. Ему доступен центр его позициональности. Он экс-центрично в состоянии дистанцироваться от самого себя. При этом он и по ту и по эту сторо­ны пропасти, возникающей в дистанцировании. Он связан и телом и душой и одновременно вне какого-либо места, не отнесен ни к про­странству, ни к времени. Жизнь человека не может прорвать цен­трирования, но одновременно она эксцентрична. Эксцентричность - выражение фронтального противостояния человека окружающей сре­де. В качестве личности человек определен своим телом, внутренним миром тела, душой, а также внешней точкой зрения на тело и душу, сферу которой Плеснер называет духом. Тройственность тела, души и духа Плеснер называет личностью. «Персона» - это маска, скрытая и раскрытая одновременно; она - соразмерный способ проявления для субстанции, являющей собой неопределенно существующую возмож­ность. Вместе с эксцентричной позицией человека возникает много­кратно обозначенная двойственность человека, которую все вновь и вновь выражают с помощью следующих понятий: «неукорененность, неравновесность, непостижимость, принципиально отчужденный; вне времени, вне места, выставленный в Ничто; в двойственном положе­нии, быть вещью среди вещей и абсолютной серединой; вести про­пащую жизнь, хотеть говорить о том, что сначала нужно сделать; оставить в истории след своей неуспокоенности и продуктивности;

Парадигмы антропологии

не исчерпывающее себя бытие (homo absconditus (человек потаенный, скрытый}) и т.д.»11.

То есть человек характеризуется следующими признаками:

Он обладает телом, с помощью которого познает противостоящий ему мир;

Он со своей душой и внутренней жизнью существует в теле;

С точки зрения, находящейся вне тела, нереальной, человек мо­жет воспринять оба других модуса, а также неиллюзорное чередование внутреннего и внешнего.

Этой структуре соответствует разделение мира на три части: внеш­ний мир, внутренний мир и совместный мир. Внешний мир создается континуумом протяженности вещей. Его невозможно трансформиро­вать в окружающую среду животных, так же как последнюю невоз­можно довести до внешнего мира человека. Причина этой невозможно­сти - двухаспектность человеческой экзистенции, возникающая вме­сте с эксцентричностью человека, которая ведет к тому, что «внеш­нее» и «внутреннее» воспринимаются одновременно. Вследствие че­ловеческой способности воспринимать внешнее и внутреннее в двой­ной перспективе внутренний мир соответствует внешнему миру ду­ши и переживания. Во внутреннем мире также есть различие между способом проявления предметов и способом и видом их индивидуаль­ного переживания. И здесь так же верно, что человек переживает и обладает своим переживанием. При этом спектр дистанцированного модуса саморефлексии простирается вплоть до переживаний боли и экстаза, ведущих к потере человеком себя. «Настоящий внутренний мир - это разлад с самим собой, из которого нет выхода, для которо­го невозможно примирение»12. С эксцентрической позициональностью человека связан совместный мир. Он не окружает человека, подобно внешнему миру; он не заполняет его, подобно внутреннему миру; он позволяет ему быть личностью. Это мир социального, без которого человек был бы невозможен. «Совместный мир - это форма собствен­ной позиции человека, регистрируемая человеком как сфера других людей» . Это мир духа, и как таковой он отличается от внешнего и внутреннего мира, от души, субъекта и сознания. Человек обладает телом и душой, «поскольку он есть душа и тело и поскольку он живет. Дух же есть сфера, благодаря которой мы живем как личности»14.

Их кратких рассуждений по теории живого Плеснер развивает три антропологические структурные формулы, касающиеся принци­пов естественной искусственности, опосредованной непосредствен­ности, утопического местоположения15.

Глава 2. Философская антропология

Понятие естественной искусственности указывает на то, что культура конститутивна для человека. Из этого для человека полу­чается антиномичная задача: «Поскольку по типу своего существова­ния человек вынужден вести жизнь, которой он живет, то есть де­лать то, что он есть,- он ведь как раз есть только в свершении - он нуждается в дополнении неестественного, неприродно произросшего вида. Поэтому он искусственен по своей природе, на основе формы своего существования»16. В этой позиции Плеснер заметно отличает­ся от Гелена, исходящего из того, что человек с помощью культуры может преодолеть свою конституционную недостаточность, а значит, культура для него выполняет компенсирующую функцию. Согласно Плеснеру, природа человека не имеет в себе недостаточности, но ей нужно дополнение, несводимое к природе. В открытиях и изобретени­ях человека формируется его отношение к миру. «Человек не находит ничего, что он не открыл17. Его изобретения происходят во взаимо­обмене с природой; он находит то, что он открыл. Животные же, на­против, могут только находить, но не изобретать, поскольку не могут совершать открытие. В силу своей эксцентричности человек движим не только витальным порывом, но он может иметь свое отношение к этому порыву, предъявлять к себе требования и таким образом управ­лять своей жизнью. При этом нет никакого длительного равновесия; любая достигнутая надежность становится исходным пунктом новых процессов изобретения и конструирования.

Из-за эксцентричности отношение человека к миру не является непосредственным; скорее оно опосредовано во многих процессах, так, что существует опосредованная непосредственность, характеризую­щая отношение человека к миру. Эксцентричность человека предпо­лагает, во-первых, вплетенность в мир, а во-вторых, способность про­водить границу и дистанцироваться. Опосредованность возникает с по­мощью органов чувств в отношении к внешнему миру, с помощью изоб­ретений и душевных побуждений - во внутреннем мире и с помощью отношений к другим людям - в совместном мире. Также и экспрессив­ные действия человека опосредованы языком, образами и жестами и таким образом являются результатом опосредованной непосредствен­ности, понять их можно только парадоксальным образом: «Адекват­ность выражения при витальном побуждении, выводящем внутреннее вовне истинным образом, и его же сущностная неадекватность и зыб­кость при преобразовании и трансляции глубины жизни, которая ни­когда сама себя не обнаруживает»18. Опосредованная непосредствен­ность обнаруживается также в культуре и истории.

Парадигмы антропологии

С эксцентричностью человека связана его многозначность и непо­стижимость. Однозначность, надежность и определенность означают редукцию, самосковывание и непродуктивность. С этой ситуацией че­ловека связано его пространственно-временное положение: без места и вне времени, - только так и возможно утопическое местоположение. Вместе с утопическим местоположением возникает случайность чело­веческих переживаний и действий и связанная с этим открытость к миру. Это утопическое местоположение может оказаться в опасности, если будут предприниматься религиозные или другие попытки найти надежность там, где она невозможна. Отсюда следует: «кто хочет до­мой, на родину, в укрытие, тот должен принести себя в жертву вере. Но кто держит сторону духа, тот не возвращается»19.

С приходом к власти национал-социалистов Хельмут Плеснер вы­нужден был покинуть Германию, а его труд долгое время не находил должного признания. Хотя поздние антропологические произведения Плеснера вскоре после его возвращения из Голландии стали весьма по­пулярны, ситуация с его главным произведением изменилась только в последние годы. Постепенно возникают более подробные рассмотрения этого исследования, которые устанавливают точки соприкосновения с антропологической мыслью Шелера, но одновременно подчеркивают его самостоятельный и оригинальный характер. Надо заметить, что с некоторых пор наблюдается непрерывный рост интереса к произведе­нию Плеснера20.

Но как бы ни представлять размышления Плеснера об эксцентриче­ской позициональности продвижением по отношению к менее обосно­ванным представлениям Шелера о духе как характеристике человека, некоторые вопросы все же остаются открытыми. Шелеровское раз­личение между быть-телом и обладать-телом, эта «футурализация», «это внутреннее положение меня самого в моем теле», которое являет­ся следствием эксцентрической позиции, ставит проблему, как можно точно установить, идентично ли Я-плоть с Я, обладающим телом. Со­ответствие обеих частей Я в одном Я не может быть точно установле­но. Нет никакого внутреннего критерия для тождества внутренних ре­альностей, хотя внутрипсихическую идентифицируемость внутренних событий или идентичностей можно утверждать, но нельзя доказать, на это уже указывает аргумент привативного языка Виттгенштейна21.

Глава 2. Философская антропология

Данный диагноз является в настоящее время одним из самых распространенных. Если быть строго бесстрастным, то его можно поставить 9 из 10 людей любого возраста. И с возрастом число людей, у которых имеется данное нарушение (или заболевание) увеличивается все больше и больше. Даже те, кто имел крепкую "закваску" и практически ничем и никогда не болел, в настоящее время ощущают достаточно определенный дискомфорт, связанный с некоторыми изменениями головного мозга.

Органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы) в своем классическом содержании является неврологическим диагнозом, т.е. находится в компетенции невропатолога. А вот сопутствующие данному диагнозу симптомы и синдромы могут относиться к любой другой медицинской специальности.

Означает данный диагноз то, что головной мозг человека в определенной степени является неполноценным. Но, если легкая степень (5-20 %) "органики" (органического поражения ЦНС) присуща практически всем людям (98-99 %) и не требует каких-либо особенных медицинских вмешательств, то уже средняя степень (20-50 %) органики является не просто количественно иным состоянием, а качественно иным (принципиально более тяжелым) видом нарушения деятельности нервной системы.

Безусловно, в большинстве случаев даже эта степень не является поводом для паники и трагедии. И именно эта интонация и звучит в голосе врачей, которые "ставят" данный диагноз кому-либо из пациентов. А спокойствие и уверенность врачей тут же передаются пациентам и их родным, таким образом настраивая их на беспечный и легкомысленный лад. Но при этом забывается главный принцип медицины – "главное не лечить болезнь, а предупредить ее". И вот тут-то и оказывается, что предупреждение дальнейшего развития умеренно выраженной органики совершенно отсутствует и приводит в дальнейшем во многих случаях к достаточно грустным последствиям. Иначе говоря, органика – это не повод для расслабления, а основание для серьезного отношения к данному нарушению работы ЦНС.

Как показала практика, врачи, если и начинают бить тревогу, то только тогда, когда органика уже достигла тяжелой степени (50-70 %) выраженности и когда все медицинские усилия могут дать лишь относительный и временный положительный эффект. Причины возникновения органики делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся случаи, когда во время беременности мать будущего ребенка перенесла какую-либо инфекцию (ОРЗ, грипп, ангина и т.д.), принимала некоторые лекарства, алкоголь, курила. Единая система кровоснабжения принесет в организм зародыша гормоны стресса в периоды психологического напряжения матери. Кроме этого, влияют и резкие перепады температуры и давления, воздействие радиоактивных веществ и рентгеновского излучения, токсических веществ, растворенных в воде, содержащихся в воздухе, в пище и т.д.

Существует несколько особенно критических периодов, когда даже незначительное внешнее воздействие на организм матери может привести к ги¬бели плода или вызвать столь существенные изменения в строении организма (и, в том числе, головного мозга) будущего человека, что, во-первых, никакими вмешательствами медиков не исправить, а во-вторых, эти изменения могут привести к ранней гибели ребенка до 5 - 15-летнего возраста (и обычно об этом матери сообщают) либо вызывают инвалидизацию с самого раннего возраста. И в самом лучшем случае приводят к возникновению выраженной неполноценности головного мозга, когда даже при максимальном напряжении мозг способен работать лишь на 20-40 процентов от своей потенциальной мощности. Практически всегда этим нарушениям сопутствуют разной степени выраженности дисгармонии психической деятельности, когда при сниженном умственном потенциале заостряются далеко не всегда положительные качества характера.

Толчком ко всему перечисленному во время критических периодов может служить также прием неко¬торых лекарств, физические и эмоциональные перегрузки и т.д. и т.п. Но на этом "злоключения" будущего обладателя нервно-психической сферы только начинаются. Ибо в настоящее время только одна из двадцати женщин рожает без каких-либо осложнений. Далеко не все женщины, мягко говоря, могут похвастаться, что рожали в условиях высокой технической оснащенности, наличия квалифицированного врача и акушерки. Многие к родам ни психологически, ни физически не были готовы. И это создает дополнительные сложности во время родов.

Асфиксия в родах (кислородное голодание плода), затяжные роды, ранняя отслойка плаценты, атония матки и еще десятки самых различных причин вызывают порой необратимые изменения в клетках головного мозга плода.

После родов тяжелые инфекции (с выраженными явлениями интоксикации, высокой температурой и т.д.) до 3 лет способны породить приобретенные органические изменения головного мозга. Травмы головного мозга с потерей сознания или без него, но неоднократные, обязательно вызовут не только некоторые органические изменения, но создадут ситуацию, когда возникшие патологические процессы в мозге будут сами по себе достаточно интенсивно развиваться и создавать самые разнообразные по виду и форме нарушения умственной и психической деятельности человека (вплоть до бреда и галлюцинаций).

Длительные общие наркозы или короткие, но частые при отсутствии в последующем должной коррекции тоже усиливают органику.

Длительный (несколько месяцев) самостоятельный (без назначения и постоянного контроля опытного психиатра или психотерапевта прием некоторых психотропных препаратов может привести к некоторым обратимым или необратимым изменениям работы головного мозга.

Прием наркотиков вызывает не только физические изменения в организме, но и умственные и психические, в буквальном смысле убивая множество клеток головного мозга.

Злоупотребление алкоголем обязательно снижает потенциальные возможности важнейших центров головного мозга, так как спирт сам по себе является токсическим продуктом для мозга. Только очень редкие люди, имеющие повышенную активность печеночных ферментов способны с минимальным вредом переносить прием алкоголя. Но такие люди рождались больше раньше, а теперь это большая редкость (1-2 на 1000). Не говоря уже о том, что сам алкоголь действует на печень токсически, снижая ее активность в целом, таким образом уменьшая шанс для нее быстро и полноценно нейтрализовать спирт в организме. Причем, чем раньше начато употребление спиртного, тем тяжелее будут результаты подобного увлечения, так как до совершеннолетия организм находится в стадии формирования стабильной и устойчивой работы своих важнейших функций и поэтому особенно чувствителен к любым отрицательным воздействиям.

Диагностика органики достаточно простая. Профессионал-психиатр уже по лицу ребенка может определить наличие или отсутствие органики. И, в некоторых случаях, даже степень ее выраженности. Другой вопрос, что видов нарушений в работе головного мозга сотни, причем они находятся в каждом конкретном случае в совершенно особом сочетании и связи между собой.

Лабораторная диагностика основана на проведении серии достаточно безобидных для организма и информативных для врача процедур: ЭЭГ – электроэнцефалограммы, РЭГ – реоэнцефалограммы (исследование сосудов мозга), УЗДГ (М-эхоЭГ) – ультразвуковая диагностика головного мозга. Данные три обследования подобны по форме проведения электрокардиограмме, только снимаются с головы человека. Компьютерная томография при своем очень впечатляющем и выразительном названии на самом деле способная выявить очень небольшое количество видов патологии головного мозга – это опухоль, объемный процесс, аневризма (патологическое расширение сосуда мозга), расширение основных цистерн мозга (при повышенном внутричерепном давлении). Самое информативное исследование – это ЭЭГ.

В прежние времена (20-30 лет назад) невропатологи были склонны отвечать родителям детей и подростков, что выявленные изменения могут с возрастом пройти сами по себе, без какого-либо специального лечения. По личным наблюдениям автора за последние 20 лет за большой группой пациентов самого различного возраста и разными по степени выраженности и характеру нарушениям в работе головного мозга можно сделать очень четкий и предельно конкретный вывод, что практически никакие нарушения ЦНС сами по себе не исчезают, а с возрастом не только не уменьшаются, а усиливаются и количественно и качественно.
А чем это грозит, - спрашивают меня родители? Стоит ли волноваться? Стоит и еще как стоит. Начнем с того, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от состояния головного мозга. Если мозг имеет хотя бы некоторую ущербность, то это обязательно уменьшит интенсивность умственного развития ребенка в дальнейшем. Да и психическое развитие будет идти далеко не лучшим образом. Вопрос в данном случае не обязательно стоит о принципиальной психической ненормальности. Но затруднение процессов мышления, запоминания и вспоминания, обеднение воображения и фантазии способны свести на нет усилия самого трудолюбивого и усердного ребенка во время учебы в школе.

Характер человека формируется искаженным, с той или иной степенью выраженности определенного вида психопатизации. Особенно усиливаются недостатки. Да и вся структура личности получается деформированной, что в последующем практически будет невозможно как-то существенно подкорректировать.

Наличие даже небольших, но многочисленных изменений психологии и психики ребенка приводит к существенному снижению организованности его внешних и внутренних явлений и действий. Происходит обеднение эмоций и их некоторое уплощение, что прямо и косвенно отражается на мимике и жестикуляции ребенка.

Центральная нервная система регулирует работу всех внутренних органов. И если она работает неполноценно, то и остальные органы, при самой тщательной заботе о каждом из по отдельности, не будут способны в принципе нормально работать, если их плохо регулирует мозг.

Одна из самых распространенных болезней современности – вегето-сосудистая дистония (см. статью по ВСД в книге "Неврозы") на фоне органики приобретает более тяжелое, своеобразное и атипичное течение. И тем самым, она не только причиняет больше неприятностей, но и сами эти "неприятности" имеют более злокачественный характер.
Физическое развитие организма идет с любыми нарушениями – может быть нарушение фигуры, снижение тонуса мышц, уменьшение их устойчивости к физическим нагрузкам даже умеренной величины.

Вероятность появления повышенного внутричерепного давления увеличивается в 2-6 раз. Это приведет к частым головным болям и различного рода неприятным ощущениям в области головы, снижающим производительность умственного и физического труда в 2-4 раза.
Вероятность возникновения эндокринных нарушений повышается в 3-4 раза, что приводит при незначительных дополнительных стрессовых факторах к сахарному диабету, бронхиальной астме, диспропорции половых гормонов с последующим нарушением полового развития организма в целом (увеличение количества мужских половых гормонов у девочек и женских гормонов - у мальчиков).

Риск возникновения опухоли головного мозга тоже увеличивается, как и судорожного синдрома (локальные или общие судороги с потерей сознания), эпилепсии (инвалидность 2 группы), нарушения мозгового кровообращения в зрелом возрасте при наличии гипертонической болезни даже средней степени тяжести (инсульт), диэнцефального синдрома (приступы беспричинного страха, различных выраженных неприятных ощущений в любой части тела, длящихся от нескольких минут до нескольких часов).

Может со временем снижаться слух и зрение, нарушаться координация движений спортивного, бытового, эстетического и технического характера, затрудняющая социальную и профессиональную адаптацию.

Органика, как таковая, резко уменьшает степень симпатичности и привлекательности, обаяния, красоты и внешней выразительности человека. И если для мальчиков это может быть относительным стрессом, то для большинства девочек это будет достаточно мощный стресс. Что, учитывая повышенную жестокость и агрессивность современной молодежи, может существенно нарушить основы благополучия жизни почти любого человека.

Происходит чаще всего и снижение общего иммунитета организма человека. Что выражается в возникновении множества самых различных простудных заболеваний – ангины, ОРЗ, бронхита, фарингита (воспаления задней стенки глотки, ларингита, отита (воспаления уха), ринита (насморка), пиелонефрита (почки) и т.д. Что, в свою очередь получает во многих случаях хроническое течение и приводит к гломерулонефриту (сложному и злокачественному заболеванию почек), ревматоидному полиартриту, ревматизму, возникновению порока сердечного клапана, и другим предельно серьезным заболеваниям, приводящим в большинстве случаев к инвалидности или существенно сокращающим продолжительность жизни. Наличие органики способствует более раннему возникновению атеросклероза сосудов головного мозга и более интенсивному его развитию (серьезные умственные и психические нарушения, не поддающиеся излечению).

Органика прямо и косвенно способствует возникновению неврозов и депрессий, астенических состояний (общей выраженной слабости), шизофрении (снижается защитный порог для стрессовых факторов). Но при этом любое нервно-психическое нарушение или заболевание начинает протекать атипично, парадоксально, со многими странностями и своеобразностями, затрудняя как их диагностику, так и лечение. Потому что изменяется в определенной степени (пропорционально степени выраженности органики) чувствительность организма к воздействию психотропных препаратов. Одна таблетка может вызывать такой терапевтический эффект, как две или четыре. Или четыре таблетки - как одна. А побочные эффекты от приема лекарств могут быть значительно более многочисленными и более выраженными (а, следовательно, – более неприятными). Связь между отдельными симптомами и синдромами становится необычной и уменьшение их степени выраженности происходит тогда по совершенно непредсказуемым правилам и законам.

Сами патологические симптомы становятся более устойчивыми к влиянию лекарств. И нередко возникает своего рода замкнутый круг, когда резистентный (устойчивый) к лекарству синдром требует назначения более высокой дозы того или иного препарата. А повышенная чувствительность организма к действию этого препарата в значительной степени ограничивает величину дозы, которая может быть назначена конкретному человеку. Вот и приходится доктору напрягать не только свое логическое мышление, но и усиленно прислушиваться к своей профессиональной интуиции, чтобы понять то, что нужно делать в каждом конкретном случае в его работе.

Лечение органики – это особая статья. Потому что некоторые препараты, которые показаны для лечения одних видов патологии головного мозга, абсолютно противопоказаны при других. Например, ноотропные препараты улучшают деятельность большинства центров мозга.
Но, если есть пониженный порог судорожной готовности или некоторые психические нарушения или заболевания (страх, тревога, возбуждение и т.д.), то это грозит возникновением такого состояния (эпилепсия ил психоз например), которое во много раз страшнее и тяжелее чем то, которое мы желаем подкорректировать с помощью ноотропов.

Лечение органики – это длительный, если не пожизненный процесс. Как минимум, нужно принимать два раза в год 1-2 месяца сосудистые препараты. Но и сопутствующие нервно-психические нарушения требуют своей отдельной и особой коррекции, которую может провести только врач психиатр (ни в коем случае не невропатолог, так как это, на самом деле, не его компетенция). Возможности одного или двух циклов лечения очень относительны и касаются в большинстве случаев лишь второстепенных симптомов.

Для контроля за степенью эффективности лечения органики и характером и величиной возникающих изменений в состоянии головного мозга применяется контроль самого врача на приеме и ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ.

Нужно отметить и тот факт, что как бы не были нетерпеливы родные пациента-органика или он сам, скорость лечения органики существенно увеличить невозможно даже теоретически. Это объясняется тем, что наш организм – это весьма совершенная биохимическая система, в которой все процессы стабилизированы и уравновешены. Поэтому концентрация всех химических веществ, как принимающих участие в естественном биохимическом обмене человеческого организма, так и чужеродных для него, не может быть выше допустимой длительное время. Например, человек съедает одномоментно много конфет. Организму столько глюкозы в сутки не нужно. Поэтому организм берет только то, что ему необходимо, а остальное выбрасывает вместе с мочой. Другой вопрос, что если съедено слишком много сладкого, то удаление избытка сахара будет требовать определенного времени. И чем больше поступило в организм глюкозы, тем дольше он будет от нее избавляться.

Именно этим моментом и обусловлено то, что если мы введем в организм 5-10 кратную дозу витаминов для головного мозга, то плодотворно будет усвоена только суточная доза, а остальное будет удалено. Иначе говоря, в коррекции любых обменных процессов имеется своя логическая последовательность, четко определенная закономерность преобразования работы тех или иных жизненно важных центров головного мозга.

В ряде случаев, когда возникает острая патология головного мозга (сотрясение, инсульт и т.д.) допустимо и оправдано назначение повышенных доз препаратов, но их эффект будет коротким и направленным на коррекцию вновь возникшей патологии. А старая патология – органика имеет уже приспособительный характер в организме в целом. Ряд естественных биохимических процессов в организме уже давно происходит с учетом имеющейся органики. Конечно, далеко не в самом оптимальном режиме, но исходя из реальных возможностей и потребностей (органика может изменять в организме его систему оценки своих потребностей и возможностей и сами эти потребности и возможности).

А.Алтунин, доктор медицинских наук,
психотерапевт медико-психологического центра им.В.М.Бехтерева

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Всю нервную систему человека можно разделить на центральную и периферическую.

К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном столбе и представлен в виде тяжа, который начинается от затылочного отверстия и заканчивается в поясничной области. Головной мозг располагается внутри черепа. Органическое поражение центральной нервной системы означает, что головной мозг человека неполноценен. Врачи утверждают, что первую стадию этого заболевания можно обнаружить у 99% людей. Эта стадия не имеет признаков и не нуждается в лечении. Однако 2 стадия – это более тяжелый вид поражения, а вот 3 стадия – тяжелое заболевание с серьезными отклонениями.

Причины

Поражение головного мозга может быть врожденным и приобретенным. Врожденные патологии развиваются в случае, если во время беременности женщина:

  • употребляла алкоголь, наркотики или курила
  • болела гриппом, ОРВИ
  • принимали некоторые лекарственные препараты, обладающие токсическим действием
  • пережила сильный стресс.

Также к причинам можно отнести наследственную предрасположенность и слишком молодой возраст будущей мамы. Кроме этого органическое поражение головного мозга может возникнуть при неправильном ведении родов и родовой травме.

Приобретенное поражение центральной нервной системы возникает после:

  • инсульта
  • черепно-мозговых травм
  • употребления алкоголя и наркотиков
  • инфекционных заболеваний (менингит, менингоэнцефалит)

Кроме этого поражение может возникнуть на фоне аутоиммунных заболеваний и опухолевых процессов в головном мозге.

Симптомы поражения центральной нервной системы:

  • быстрая утомляемость
  • недержание мочи в дневное время суток
  • нарушение координации
  • снижение зрения и слуха
  • быстрая отвлекаемость
  • сниженный иммунитет

Детей, с органическим поражение центральной нервной системы, называют умственно отсталыми. У них нарушено нормальное психическое развитие, заторможено активное восприятие, речь, логическое мышление и произвольная память. Для таких детей характерно либо повышенная возбудимость, либо инертность. У них возникают трудности в формировании интересов и общении со сверстниками.

Кроме этого страдает и физическое развитие ребенка. Такие дети имеют неправильную форму черепа, у них нарушена общая и мелкая моторика, возникают трудности в формировании двигательных автоматизмов.

Болезни центральной нервной системы, вызванные органическим поражением мозга:

  1. Олигофрения
  2. Деменция

Олигофрения – заболевание, которое характеризуется задержкой в умственном развитии. Такие дети имеют сниженный интеллект, у них отстает речь, моторика, эмоции. Болезнь чаще врожденная или развивается на первом году жизни. Эти люди способны самостоятельно ухаживать за собой.

Центральная нервная система человека состоит из нейронов и их отростков, когда эти нейроны начинают разрушаться, возникает деменция. Деменция – заболевание, при котором происходит утрата навыков и знаний и невозможность получения новых.

Болезнь носит приобретенный характер и возникает, как симптом многих заболеваний:

  • болезнь Альцгеймера – самая частая причина деменции (55 – 60% случаев)
  • сосудистая
  • алкоголизм
  • опухоли головного мозга
  • черепно-мозговая травма

Выделяют 3 степени тяжести деменции. При 1 степени больной способен к самообслуживанию, но социальная деятельность уже нарушена. При 2 степени больной требует надзора за собой. При 3 степени больной не понимает, что ему говорят и сам ни чего не говорит. Не способен к самообслуживанию. Нуждается в постоянном контроле.

Диагностика

Органическими поражениями центральной нервной системы занимаются психиатры и неврологи. Опытный психиатр, посмотрев на лицо, может определить, есть ли у ребенка «органика» (органическое поражение мозга). Также больным будет назначен медицинский осмотр: ультразвуковое исследование головного мозга, электроэнцефалограмма, реоэнцефалограмма. Все эти исследования помогут врачу поставить верный диагноз и назначить лечение.

Лечение

Терапия врожденных органических нарушений головного мозга – это очень длительный процесс. Ребенку понадобится целый комплекс мероприятий и консультации всех специалистов. Для улучшения мозгового кровообращения детям назначают ноотропы:

  • Пирацетам
  • Оксирацетам
  • фенотропил
  • Семакс

Также детям показаны лекарственные препараты для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений:

  • Феназепам
  • Сонапакс

Кроме этого детям необходимы:

  • массаж
  • физиотерапевтическое лечение, улучшающее мозговое кровообращение, снижающее мышечный спазм
  • занятия с психологом и дефектологом

Прежде, чем начинать лечить приобретенные поражения мозга, необходимо выяснить причину их развития. После выяснения причины врач назначит лечение, направленное на излечение от основного заболевания и симптоматическую терапию. Больным необходимо назначение лекарственных препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, умеренные физические нагрузки, питание, богатое витаминами и антиоксидантами, а также антидепрессанты и нейролептики.

К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Они отвечают за нормальную жизнедеятельность человека. Врожденные и приобретенные органические поражения центральной нервной системы стали встречаться довольно часто. Это связано с ухудшением экологической обстановки, несоблюдением всех правил во время беременности и многим другим. Помните, для того чтобы ребенок родился здоровым нужно правильно питаться, отказаться от вредных привычек и избегать стрессов и не заниматься самолечением. Нужно помнить, что многие препараты запрещены во время беременности. В случае если вашему ребенку поставлен такой диагноз – не унывайте.

Внимание!


О. с. - клинический диагностический ярлык для комплекса симптомов, выявляемых при обследовании психич. статуса и приписываемых, прямо или косвенно, нарушению структуры или функции мозга. В DSM-IV Американской психиатрической ассоц. проводится разграничение между органическими мозговыми синдромами и органическими психич. расстройствами. Органический мозговой синдром - это описательный ярлык, к-рый указывает на определенный комплекс психич. и поведенческих симптомов, связанных с дисфункцией мозга, но без соотнесения со специфической этиологией. Органическое психич. расстройство означает как специфический органический синдром, так и специфический этиологический фактор.

Следует помнить о наличии целого ряда моментов, подразумеваемых в этом разграничении. Во-первых, не существует какого-то единого симптома или симптомокомплекса, к-рый был бы исключительно типичен для дисфункции мозга. Мозг представляет собой чрезвычайно сложный орган, и нарушение его функционирования может проявляться мириадами психол. и поведенческих нарушений. Кроме того, один и тот же этиологический фактор (напр. черепно-мозговая травма, опухоль, инсульт) может совершенно различным образом проявляться у разных индивидуумов в зависимости от локализации и объема повреждения мозга, от того, яв-ся ли повреждение острым или хроническим, от возраста, преморбидной структуры личности и общего состояния здоровья пациента.

Во-вторых, органический мозговой синдром представляет собой не неврологический, а поведенческий конструкт. Недостаточный учет этого разграничения может в нек-рых случаях приводить к ошибочному предположению о том, что дисфункция мозга и О. с. яв-ся взаимосвязанными.

Далее, хотя мн. органические симптоматические проявления (галлюцинации, органический аффективный синдром и т. д.) сходны с таковыми при «функциональных» психич. нарушениях, напр. шизофрении и эндогенных аффективных расстройствах, они различаются в том отношении, что прямо соотносятся со специфической транзиторной или постоянной церебральной дисфункцией. Дифференцировка между органическими и функциональными расстройствами - сложный процесс, вероятно отражающий скорее ограниченность наших совр. знаний о связи поведения с функционированием мозга, чем реальность.

Т. о., диагностика органического или функционального синдрома в значительной мере зависит от возможности идентификации известного или предполагаемого органического этиологического фактора.

Специфические органические синдромы

В DSM-IV приводится 10 осн. О. с.: делирий, деменция, амнестический синдром, органический галлюциноз, органический бредовой синдром, органический аффективный синдром, синдром органического расстройства личности, синдром интоксикации, абстинентный синдром и атипичный или смешанный органический церебральный синдром. Специфические симптомы, складывающиеся в каждый из синдромов, варьируют от одного индивидуума к другому и даже у одного и того же больного в зависимости от времени. Кроме того, у одного и того же больного может наблюдаться неск. синдромов одновременно. Диагноз ставится на основе симптомов, доминирующих в клинической картине на момент обследования психич. статуса, и предполагает оценку общей ориентировки больного, памяти, функций интеллекта, эмоциональной устойчивости, внутренней реальности и соц. поведения.

См. также Болезнь Альцгеймера, Повреждения головного мозга, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Компьютерная томография, Хорея Гентингтона, Минимальная мозговая дисфункция, Рассеянный склероз

Другие новости по теме:

  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли