Воздушная болезнь. Укачивание (Морская болезнь). Профилактические мероприятия по предупреждению морской болезни

Путешествия с использованием различных транспортных средств - едва ли не самый яркий пример нашей цивилизации. Но небывалые прежде скорости передвижения, разнообразие транспортных средств привели к тому, что все чаще встречается так называемая транспортная болезнь движения.

Об особенностях ее течения и мерах борьбы с ней рассказывает докт. мед. наук, проф., акад. Российской академии космонавтики, зав. отделением “Физиология и патология слуховой и вестибулярной системы” Института медико-биологических проблем РАН Эдуард Иванович МАЦНЕВ.

Этот самый общий термин включает такие понятия, как кинетоз, укачивание, автомобильная, морская, воздушная, железнодорожная болезнь.

Расстройства, напоминающие укачивание, могут отмечаться у некоторых лиц при качании на качелях, на различных развлекательных аттракционах, каруселях, при вальсировании, даже при подъеме и спуске в лифте.

Болезнь движения представляет собой состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледным и холодным потом, головокружением, тошнотой, иногда рвотой. При тяжелых формах укачивания человек испытывает жестокие страдания и становится совершенно беспомощным.

По определению английского исследователя Бенсона (Benson,1984), много лет изучавшего эту проблему, болезнь движения (БД) “является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких-либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности”. При этом термин “болезнь” не несет патологического смысла, а используется лишь для характеристики развивающегося при БД синдрома вестибуловегетативных и вестибулосенсорных нарушений, вызванных различными видами реального или кажущегося движения.

Несмотря на многообразие форм БД, основные характеристики факторов, являющихся причиной этих расстройств, и их клинические проявления являются практически одинаковыми, что позволяет использовать универсальный термин “болезнь движения” при всех видах укачивания.

Ведущим симптомом БД является тошнота, а основными признаками - бледность, потоотделение и рвота (иногда многократная). Последний симптом относят к патогномоничному признаку БД.

В начале заболевания тошнота может сопровождаться температурным дискомфортом (чувством жара), усиленным слюноотделением, частой зевотой.

К возможным симптомам БД можно отнести тяжесть в голове и головную боль, чаще в области лба, иногда сопровождающуюся головокружением, ощущением “пьянящей легкости” в голове или нарушениями ориентации в пространстве.

У некоторых лиц с тяжелыми проявлениями БД нередко развивается апатия и депрессия.

К числу других важных симптомов БД следует отнести сонливость, которая может продолжаться несколько часов.

Иногда желание поспать может явиться единственным манифестирующим симптомом БД.

Развитие симптомов и признаков БД зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной предрасположенности к ней человека. У одних людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания (продромальная стадия). У других отмечается длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.

Стимуляция движением вызывает в первую очередь ощущение дискомфорта в области желудка, постепенно переходящее в тошноту. При продолжении стимуляции тошнота может усиливаться, появляются другие признаки вегетативных нарушений (бледность и потливость, особенно в области лба, ладоней; иногда отмечается профузный пот). Нередко эти расстройства идут параллельно. У пострадавшего отмечается полное отсутствует аппетита.

Как правило, описанные симптомы БД развиваются сравнительно медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их лавинообразное нарастание, завершающееся рвотой. После этого может наступить кратковременное улучшение состояния, которое, однако, сохраняется недолго. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов БД может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней.

Повторные приступы рвоты при БД (особенно у детей) могут создавать большие проблемы для здоровья в связи с дегидратацией организма и нарушением баланса электролитов.

Чаще и сильнее страдают от БД люди при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы (особенно лица, склонные к гипотонии) и желудочно-кишечного тракта, при остеохондрозе (дорсопатии) шейного отдела позвоночника, при ожирении и других обменных нарушениях.

Оценивая зависимость устойчивости к БД от возраста, следует отметить, что дети до 2 лет страдают ею редко; затем устойчивость прогрессивно снижается примерно до возраста 12 лет. Общеизвестен факт большого процента укачивания в автомобиле у детей именно этой возрастной группы. В дальнейшем устойчивость медленно возрастает, хотя случаи БД у пожилых людей нередки, особенно при морских путешествиях. Женщины обладают меньшей устойчивостью к БД, чем мужчины того же возраста (Reason,1967). Возможно, подобные различия в частоте БД у детей и женщин связаны с гормональными факторами, т.к. отмечено, что устойчивость женщин к БД особенно резко снижается во время менструации и в период беременности (Schwab,1954).

БД связана напрямую с работой вестибулярного аппарата, являющегося специфическим сенсорным органом для восприятия угловых и линейных ускорений, возникающих при движении. Свидетельством связи вестибулярного аппарата с БД является тот факт, что люди, у которых лабиринт от рождения не развит, вообще не страдают от БД. Однако, признавая важную роль вестибулярной стимуляции в развитии БД, тем не менее нельзя исключать значительного влияния и других сенсорных органов, с которыми эта система тесно взаимодействует (зрительная система и др.). У некоторых людей БД может возникать лишь при одном зрительном раздражении, например при просмотре широкоэкранного панорамного фильма (синерама), при отсутствии движения (т.е. вестибулярной стимуляции). Другим примером роли зрительного “входа”, модифицирующего устойчивость к БД, может служить пассажир морского судна, который смотрит вниз на бушующие волны и таким образом получает несогласованную с вестибулярной зрительную информацию. В этом случае он скорее заболеет морской болезнью, чем тот, который фиксирует свой взор на горизонте, т.е. получает стационарный зрительный ориентир, относительно которого он сможет правильно воспринимать свое движение (Benson,1984).

Понять механизм БД до конца пока не удалось, но ближе всего к этому подошла теория сенсорного конфликта (“сенсорной перестройки”), трактующая это состояние не как одно вестибулярное раздражение, а как ответную реакцию организма на противоречивые сигналы о движении. Согласно этой теории, основным этиологическим фактором БД является противоречивая сенсорная информация, прежде всего от органов зрения, вестибулярного аппарата и других рецепторов при их стимуляции, поступающая в головной мозг и “не совпадающая” с теми сигналами, которые центральная нервная система (ЦНС) ожидает получить.

БД представляет практическую важность при использовании различных видов транспортных средств, т.к. она может не только вызывать дискомфортные ощущения, но и приводить к полной потере профессиональной работоспособности.

Морское путешествие вызывает максимальную частоту случаев морской болезни, в связи с более длительными и более выраженными воздействиями, провоцирующими движение, чем на других видах транспорта.

Морской болезнью, описанной еще Гиппократом, страдает большинство людей, впервые попавших в шторм на море. Плавание на надувных средствах дает максимальную стимуляцию, т.к. практически все люди в этой ситуации, за исключением лишь очень устойчивых, болеют морской болезнью в бушующем море. Но даже сравнительно спокойное море вызывает у некоторых лиц БД.

Различия в устойчивости к морской болезни зависят от размера судна, состояния моря и предыдущего опыта плавания. Когда воздействие провоцирующего движения продолжается длительное время (например, на борту корабля во время шторма), у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение степени проявлений морской болезни по мере адаптации к движению. Динамика этой адаптации, также как и другие характеристики БД, обнаруживает большие индивидуальные различия, однако у значительного числа людей заметная адаптация происходит на вторые-третьи сутки плавания, а к четвертым суткам все симптомы БД обычно полностью проходят.

У профессиональных моряков морская болезнь бывает относительно редко. Это объясняется строгим профотбором и тренировкой вестибулярного аппарата во время обучения и последующей работы. Но известны случаи, когда человек так и не может приспособиться к качке на корабле даже за длительную морскую службу. Например, известный английский флотоводец адмирал Нельсон всю жизнь провел на море и, тем не менее, всякий раз при шторме жестоко страдал от морской болезни.

Воздушная болезнь по степени проявления стоит на 2-м месте после морской. Она наблюдается у 12-13% пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3% пассажиров - на самолетах с газотурбинными двигателями. Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах - в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи БД на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах сельскохозяйственной авиации и частных самолетах. На последних пассажиры испытывают более длительные воздействия порывов ветра и турбулентных воздушных потоков, и частота БД у них достигает 8%.

Воздушная болезнь развивается при “болтанке”, когда самолет перемещается вверх и вниз, при “рыскании”, когда он совершает вращательные движения в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха (“воздушные ямы”).

Описаны и так называемые скрытые формы воздушной болезни: внешние признаки укачивания у членов летных экипажей отсутствуют, но снижается работоспособность, а это одно из проявлений укачивания.

Даже некоторые опытные летчики, никогда не укачивающиеся в пилотской кабине, оказавшись в роли пассажира, могут стать жертвой БД. Они хорошо умеют интегрировать зрительные сигналы и сигналы вестибулярного аппарата, характерные для полета, но лишение привычных зрительных ориентиров делает их чувствительными к укачиванию. Так проявляется описанный выше сенсорный конфликт, вызванный рассогласованием сигналов зрительных и вестибулярных рецепторов.

Симптомы воздушной болезни уменьшаются при выполнении ответственных заданий. Известны случаи, когда летчики, в мирное время подверженные укачиванию, в боевых полетах никогда не испытывали этого состояния.

Полеты на самолетах нередко сопровождаются иллюзорными ощущениями. При обычных произвольных движениях головы и туловища вестибулярный аппарат обеспечивает ЦНС весьма точной информацией о скорости поворота головы относительно Земли. При некоторых неестественных пассивных движениях (когда человек находится в движущемся объекте) эта информация может привести к странным ощущениям. Например, если прекращается вращение самолета вокруг продольной оси, у пассажира возникает ясное ощущение вращения тела и самолета в противоположном направлении. Эта иллюзия связана с реакцией вестибулярного аппарата на непривычный раздражитель - большое угловое ускорение, но не ясно, каким образом информация от вестибулярных и других рецепторов обрабатывается в ЦНС для того, чтобы человек ощущал подлинное или иллюзорное движение.

Возникает вопрос: а может ли один и тот же человек укачиваться на море и не укачиваться в самолете, или наоборот? Да, такое случается. Дело в том, что чувствительность вестибулярной системы избирательна по отношению к определенным видам раздражителей, например к угловым ускорениям, действующим в различных плоскостях, к линейным ускорениям. Поэтому переход с одного типа корабля на другой или резкое изменение формы качки могут вызвать приступ морской болезни даже у опытных моряков.

Интересно, а могут ли балерины и фигуристы, акробаты, совершающие большое количество пируэтов за считанные секунды, переживать морскую или воздушную болезнь? Результаты специальных обследований говорят о поразительной способности этих людей управлять своими движениями, но в своей трудовой или спортивной деятельности они сталкиваются с периодически повторяющимися однотипными ускорениями. Например, спортсмены, балерины могут совершать вращения в какую-то одну привычную сторону. А поскольку привыкание наступает лишь к определенным воздействиям, то нельзя полностью исключить у них возможность воздушной или морской болезни.

Массовое использование наземных транспортных средств (автомашины, автобусы и др.) привело к увеличению регистрации частоты случаев БД у пассажиров, особенно, как уже отмечено выше, у детей. По данным опроса населения, в возрасте до 12 лет укачивается 58% детей, а в возрасте от 12 до 20 лет - 47%.

Частота укачивания в традиционных железнодорожных вагонах и электричках относительно невысокая (по данным Reason и Brand,1975) - до 0,13% среди общей популяции людей. Однако в связи с массовостью использования этих видов транспорта проблема БД для этой категории пассажиров достаточно актуальна. Эта проблема еще более значима для пассажиров высокоскоростных поездов - более 200 км/ч. Возникающие при этом на поворотах дороги ускорения могут достигать значительных величин, что неизбежно повышает частоту БД.

Индивидуальная устойчивость к БД колеблется в широких пределах. Лица, обладающие врожденной устойчивостью, быстрее адаптируются к провоцирующим ускорениям. Среди психологических факторов, влияющих на устойчивость к БД, важное значение имеет тип нервной деятельности (экстраверты более устойчивы к БД, чем интраверты), мотивация и активация внимания, страх, тревога. Известен факт, что вероятность развития БД у пилотов самолетов или водителей наземного транспорта значительно ниже, чем у пассажиров.

К другим факторам, имеющим значение для формирования уровня предрасположенности к БД, можно отнести характер пищи, различные запахи, наблюдение икоты, позывов на рвоту и рвоту у других пострадавших и т.п.

Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с БД? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, т.к. роль двигательной активности головы в этиологии БД общеизвестна. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше, если голова будет опираться на соответствующую опору (подголовник, валик и т.п.). Важно учитывать ориентацию головы относительно вектора действующего ускорения (например, на борту испытывающего качку судна морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси).

Могут оказаться полезными советы, позволяющие пассажирам во время плавания на корабле, поездки на автомобиле или в поезде уменьшить зрительно-вестибулярное рассогласование. Например, в каюте корабля или в самолете при первых признаках БД лучше сидеть с закрытыми глазами, либо зафиксировать взгляд, как уже отмечалось выше, на линии горизонта. Пассажирам автомобиля целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не читать во время движения и т.п.

В долгосрочном плане наиболее эффективным средством профилактики БД может быть приобретение и сохранение защитной адаптации человека к провоцирующим движениям, что достигается путем постепенно нарастающего провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, теннис, волейбол, плавание, акробатические прыжки на батуте, занятия на спортивных снарядах: рейнском колесе, триплексе и др.; к пассивным - испытание на вращательных креслах, укачивание на качелях и т.п. При комбинированных методах сочетают активные и пассивные упражнения. Подобные тренировки не только способствуют подавлению неприятных вестибулярных реакций, но и улучшают ориентацию в пространстве.

В последние годы для профилактики БД начали использовать методы психопрофилактики и психотерапии, аутогенной тренировки с обучением самоконтролю некоторых вегетативных реакций, биологической обратной связи (biofeedback), что позволяет контролировать, предупреждать или ослаблять проявления БД.

Большая роль в профилактике и купировании БД отводится фармакологическим средствам. К сожалению, ни одно из ныне используемых в этих целях лекарственных препаратов не является специфичным.

К настоящему времени насчитывается значительное число препаратов, испытанных в качестве лечебных и профилактических средств при различных видах укачивания: холинолитики, адреномиметики, антигистаминные препараты, антагонисты кальция, вещества, угнетающие ЦНС, транквилизаторы, комбинированные препараты и т.п.

Среди препаратов против БД, представленных на отечественном фармакологическом рынке, следует отметить: скополамин, скополамин + гиосциамин (аэрон), меклозин (бонин), циннаризин + пирацетам (фезам), вертигохеель, гистаминергический препарат бетагистин (бетасерк) и антигистаминный препарат - дименгидринат, известный под названием драмина.

К числу перспективных препаратов против БД следует отнести гистаминергический препарат бетагистин (бетасерк), широко используемый для лечения вестибулярных расстройств различного генеза. Известно, что гистаминергическая система активно участвует в контроле нейровегетативных симптомов при БД, особенно при сенсорном конфликте между зрительной и вестибулярной информацией, в регуляции и адаптации вестибулярной функции и вестибулярной компенсации (Lacojr, 1998 г.), в профилактических целях препарат бетасерк рекомендуется принимать взрослым по 1 таблетке (8 мг) 2-3 раза в сутки во время поездки, при появлении первых симптомов БД дозу можно увеличить до 2 таблеток (16 мг) - 2-3 раза в день.

Наиболее известным препаратом, применяемым для профилактики и лечения БД, является драмина.

К достоинствам последнего относится то, что он является одним из наиболее испытанных средств против БД, а также возможность его применения не только у взрослых, но и у детей от 1 года.

Препарат драмина в первую очередь применяют как профилактическое и противорвотное средство при всех видах БД. Препарат рекомендовано принимать за 30 минут до путешествия (до еды), взрослым по 1-2 таблетке 2-3 раза в сутки. Детям в возрасте от 1 года до 6 лет по 1/4- 1/2 таблетки 2-3 раза в день; от 7 до 12 лет по 1/2 -1 таблетке 2-3 раза в сутки.

Следует, однако, помнить, что почти все препараты, используемые в качестве средства профилактики и купирования БД, имеют свои показания и противопоказания. Поэтому, прежде чем взять с собой тот или иной препарат в путешествие, необходимо внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией по его применению.

Важно также отметить, что некоторые заболевания сердечно-сосудистой и ЦНС (гипотония, гастрит, язвенная болезнь желудка, мигрень, латентно текущая форма болезни Меньера и др.) могут клинически проявляться в виде симптоматической чувствительности к БД. Поэтому этим лицам (особенно если укачивание в транспорте у них появилось впервые) целесообразно до путешествия обратиться к врачу и пройти специальное отоневрологическое (вестибулометрическое) обследование, при котором будет установлена причина этих расстройств и своевременно проведено эффективное лечение.

Морская болезнь , кинетоз или болезнь движения - ощущение тошноты и «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте , но и в автомобиле , автобусе , поезде , самолёте , притом сила проявления болезни зависит от силы укачивания, и чаще всего ныне с морской болезнью сталкиваются при езде в автомобилях, особенно если в это время читать или смотреть в телефон. Иногда с ней сталкиваются дети при долгом качании на качелях (так называемая «качельная болезнь»).

Женщины чаще страдают от морской болезни, чем мужчины. Но больше всех от морской болезни страдают дети от 2 до 12 лет (в этом возрасте укачивает 58 % детей). Примерно 5-10 % населения страдают от морской болезни на протяжении всей своей жизни. Хотя в особенно неблагоприятных условиях (при сильной качке) укачать может любого, даже бывалого моряка.

Причины морской болезни

Причины морской болезни до сих пор являются предметом научных исследований. Согласно теории В. И. Воячека , ведущая роль в возникновении укачивания принадлежит рецепторам вестибулярного аппарата . Эти рецепторы реагируют на изменения движения тела и передают сигналы о силе и характере этих ускорений в мозг .

Другая причина морской болезни - конфликт между сигналами, которые поступают в центральную нервную систему из вестибулярного аппарата и органов зрения . Например, такой конфликт может возникнуть в момент качки, когда человек находится внутри корабля или вагона поезда и не видит горизонт . Вестибулярный аппарат регистрирует повторяющиеся движения, а глаза видят неподвижные предметы.

Предотвращение морской болезни

  • Перед посадкой в транспорт желательно выпить теплого чая. И если отправление у вас вечером, то утром не отказывайте себе в воде. А вот перед самым отправлением не пейте много воды, потому что жидкость внутри вас будет переливаться. После начала движения, наоборот, стоит открыть бутылку и пить воду маленькими глотками, шансы на укачивание уменьшатся.
  • Во всё время путешествия пища , которую употребляет человек, страдающий морской болезнью, должна быть легко усваиваемой организмом.
  • Следует приспосабливаться к колебательным движениям судна или поезда .

Как только судно пристает к берегу или входит в реку , морская болезнь обычно или совсем исчезает, или значительно облегчается. То же самое происходит, когда поезд набирает или замедляет ход или подъезжает к станции. Во многих случаях уже на твёрдой земле ещё довольно длительное время продолжаются головокружения .

  • Также среди моряков распространён приём сосания спичек . Следует достать две спички из коробки и, вставив между зубов, посасывать - это облегчает течение морской болезни. Спички не следует вставлять серными головками в рот, это, наоборот, усилит тошноту.
  • Смотреть на горизонт . Причиной тошноты считается несоответствие поступающих сигналов от вестибулярного аппарата и органов зрения . Обращение внимания на заведомо неподвижные предметы (на море чаще всего это линия горизонта, на железной дороге - лес и линия горизонта на поле) помогает привести их в соответствие.
  • Перебирайте ногами или сидя стучите ногами по полу с пятки на носок и т. п., как будто едете на поезде. Данные движения сведут к минимуму несоответствие сигналов от зрения и вестибулярного аппарата в мозг. Ваш вестибулярный аппарат будет передавать сигналы в мозг, как будто вы идёте по земле, а зрение будет подавать, хоть и незначительные, но сигналы движения (если не смотреть в одну точку).
  • Также хорошим лечением будет обычный сон в/на транспортном средстве.

Профилактика морской болезни

  • Примерно за две недели до выхода в море или путешествия по железной дороге следует прекратить употреблять жирную пищу, алкоголь, газированные напитки, кока-колу. Начать выпивать не менее двух литров жидкости в день.
  • Следует в умеренных количествах употреблять продукты, содержащие витамин С, калий и минеральные вещества: конфеты, имбирное печенье, фрукты, чёрный шоколад, сухари.
  • Если необходимо, то нужно спуститься в каюту, лечь и закрыть глаза. Если вы едете на поезде, то нужно пройти в купе, лечь в постель (на полку) и также закрыть глаза. Наиболее оптимально - заснуть.
  • Согласно исследованиям специалистов НАСА возможна предварительная адаптация к симптомам морской болезни с целью их предупреждения во время выполнения ответственных заданий. Эксперименты с адаптацией к реверсии или инверсии поля зрения человека показали возможность предварительной адаптации человека к конфликтам зрительного анализатора с другими сигналами, поступающими в вестибулярную систему. Таким образом, специалисты НАСА подтвердили рекомендации Хьюберта Долизала, занимавшегося исследованием адаптации к оптическим трансформациям поля зрения. Рекомендации заключались в предварительной тренировке астронавтов, лётчиков и людей других специальностей, деятельность которых связана с вестибулярными конфликтами, с помощью инвертоскопа - прибора для инверсии поля зрения.
  • При необходимости можно прибечь к употреблению лекарственных препаратов, предупреждающих «морскую болезнь», например, дименгидринат (торговые названия - «Драмина», «Сиэль», «Дедалон», «Дэдалон», "Novago" и др.)

Напишите отзыв о статье "Морская болезнь"

Примечания

Литература

  • Финкельштейн Л. О. Болезнь морская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Морская болезнь

– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.

Патологическое состояние, возникающее вследствие морской качки. Проявляется тошнотой, головокружением, цефалгией, рвотой, недомоганием, отклонениями в эмоциональной сфере (апатией/возбуждением), падением АД, аритмией. Диагностика осуществляется на основании типичной клинической симптоматики. С целью профессионального отбора используются инструментальные методы исследования вестибулярной функции. В зависимости от проявлений терапия проводится комбинацией нескольких препаратов следующих групп: холинолитики, противорвотные, антигистаминные, психостимуляторы, ноотропы.

Общие сведения

Морская болезнь является составной частью понятия «кинетоз» (болезнь движения), включающего различные виды укачивания: воздушную болезнь, укачивание в автомобильном транспорте, болезнь аттракционов, верховой езды. Симптомы кинетоза в соответствующих условиях выявляются у 60% детей, 30% взрослых. Морская форма относится к наиболее тяжёлым вариантам кинетоза. Сильная качка способна вызвать укачивание любого человека, лишь 3% людей абсолютно устойчивы к её воздействию. Чаще всего морская болезнь наблюдается у детей 2-12 лет, реже всего - у пожилых. Молодые люди более подвержены заболеванию, по некоторым данным, морской болезнью страдают примерно 2/3 моряков моложе 25 лет. Женщины менее устойчивы к укачиванию, чем мужчины. У детей до 2 лет симптомы патологии при морских путешествиях практически не выявляются.

Причины морской болезни

Основным этиофактором кинетоза является воздействие на вестибулярный аппарат разнонаправленных ускорений, превышающих обычные пороговые раздражители. Различают три формы качки: вертикальную (подъём-погружение корабля), килевую (колебания вокруг поперечной оси корабля), бортовую (колебания вокруг продольной оси). На крупных судах вертикальная качка ощущается слабо, зато килевая и бортовая бывают значительными. Известен целый ряд факторов, повышающих вероятность развития морского кинетоза, к ним относятся:

  • Интенсивный характер качки. Медленная плавная качка переносится гораздо легче быстрой стремительной. Период качки (время перемещения корабля между крайними положениями) зависит от степени волнения моря, размеров, тоннажа судна.
  • Приём алкоголя, жирной пищи, переедание . Данные факторы негативно отражаются на состоянии организма, уменьшают устойчивость к качке. Спровоцировать морской кинетоз может злоупотребление пищей и алкоголем, приём газированных напитков за 1-2 дня до начала плавания.
  • Неблагоприятные воздействия окружающей среды . Вероятность возникновения морской болезни повышается при действии нескольких неблагоприятных факторов. Так, в машинно-котельном отделении корабля на моряков действуют шум, вибрация, воздух с вредными примесями.
  • Хронические заболевания. Сердечно-сосудистые патологии, желчнокаменная болезнь , хронический гастрит , нефролитиаз сопровождаются повышенной чувствительностью рецепторного аппарата поражённого органа. В результате незначительные ускорения становятся причиной бурной вегетосоматической реакции.
  • Патология ЦНС. Органические, функциональные заболевания ЦНС обуславливают гипервозбудимость, неадекватное реагирование центральных структур, воспринимающих импульсацию от периферических рецепторов. В подобных условиях усиленные статокинетические воздействия при качке легко провоцируют кинетоз.
  • Оптический фактор. Постоянно движущиеся перед глазами предметы способствуют укачиванию. Раздражение зрительного анализатора, аналогично вестибулярному, способно вызывать головокружение и тошноту.
  • Психоэмоциональное состояние . Склонность к тревожно-депрессивным состояниям, погруженность в себя, чувство страха повышают вероятность укачивания. Концентрация внимания на определённом занятии, сон помогают преодолеть кинетоз.

Патогенез

Несмотря на широкую распространённость, механизм развития патологии окончательно не изучен. Многие исследователи считают, что морская болезнь связана с реагированием ЦНС на повышенную афферентную импульсацию. Периферический вестибулярный анализатор расположен во внутреннем ухе. Рецепторы полукружных канальцев воспринимают угловое ускорение, отолитовый орган - линейное и гравитационное ускорение. Полученная информация по вестибулярному нерву передаётся в ЦНС, дополняется импульсами от проприо- и барорецепторов. Результатом обработки поступившей афферентной информации является ответная импульсация, идущая к мышцам, соматическим органам, вегетативным центрам и направленная на адаптацию организма к сложившимся условиям. Одновременно происходит возникновение множества вегетативно-висцеральных реакций, обуславливающих основные симптомы кинетоза.

Согласно теории «сенсорного конфликта» определяющее значение имеет противоречивость поступающей в ЦНС сенсорной информации. Подтверждением является усугубление симптомов в каюте, когда вестибулорецепторная импульсация свидетельствует о постоянном движении, а зрительная - об отсутствии передвижения окружающих предметов. Аналогичным образом у отдельных опытных пилотов, совершающих перелёт в качестве пассажиров, наблюдается воздушная болезнь. Привычное сочетание вестибулярной и зрительной информации в кабине пилота сменяется комбинацией идентичных вестибулярных ощущений с иной зрительной афферентацией, обусловленной обстановкой салона самолёта.

Классификация

Морская болезнь имеет вариабельные клинические проявления. Клиническая полиморфность состояния легла в основу нескольких классификаций. Ниже приведены две основные.

По преобладающим клиническим проявлениям выделяют 4 формы:

  • Нервную . В клинической картине доминирует цефалгия, тяжесть в голове, головокружение, сонливость. Возможно ухудшение зрения, слуха.
  • Желудочно-кишечную . Сопровождается тошнотой, рвотой, изменением вкусовых ощущений, чувством неприятного привкуса, понижением аппетита. В ряде случаев наблюдается непереносимость запаха табачного дыма, подгорелой пищи и т. п.
  • Сердечно-сосудистую . Характерна для людей с сердечно-сосудистой патологией. Начинается с тахикардии , повышения артериального давления, ощущения сердцебиения, аритмии . В последующем возникает брадикардия , артериальная гипотония .
  • Смешанную. Встречается наиболее часто. Клинически проявляется вариативным сочетанием симптомов различных форм.

По психическим особенностям протекания морская болезнь классифицируется на 3 варианта:

  • Астеническая . Больной подавлен, астенизирован, быстро утомляется, несколько заторможен. Фон настроения понижен.
  • Ажитированная. Отмечается излишняя говорливость, суетливость, подвижность, повышенная эмоциональность, театральность речи, вычурность движений.
  • Смешанная. Представляет собой чередование периодов астенизации и ажитации. Возможно превалирование одного варианта психической реакции.

Симптомы морской болезни

Симптоматика отличается значительной полиморфностью. Одни больные испытывают апатию, слабость, лежат на койке, другие торопливо ходят по палубе, возбуждены, крайне разговорчивы. Типичны головокружения, цефалгия, тошнота , дающая временное облегчение рвота . Может выявляться диплопия, озноб, повышенная саливация. Пациенты жалуются на отсутствие аппетита, неприятие многих запахов, изменение вкусовых ощущений. Нередки расстройства моторной функции ЖКТ: диарея, запор. Состояния укачивания крайне тяжело переносятся, сопровождаются выраженными изменениями психоэмоциональной сферы.

В лёгких случаях морская болезнь ограничивается 2-3 днями головокружения, тошноты. В тяжёлых случаях пациент бледен, лицо покрыто холодным потом, отмечается брадикардия, многократная рвота, увеличение частоты дыхания, возможны нарушения сердечного ритма, расстройство координации движений, падение давления, спутанное состояние сознания. Иногда морская болезнь имеет скрытое течение. Наблюдается астенизация, снижение работоспособности без явных клинических проявлений кинетоза. Отсутствие яркой симптоматики обуславливает невозможность своевременной диагностики скрытой формы. Подобная ситуация опасна, если заболевший член команды получает задание, требующее ответственного выполнения.

Диагностика

Диагностические мероприятия включают сбор анамнеза (отсутствие симптомов до путешествия, наличие хронических заболеваний), детализацию жалоб, оценку общего статуса, неврологический осмотр пациента. Необходимо исключить болезни желудочно-кишечного тракта, кишечную инфекцию, сердечно-сосудистые заболевания. Исследование неврологического статуса не выявляет менингеальной симптоматики, очагового неврологического дефицита, позволяет отвергнуть вероятность нейроинфекции (менингит , энцефалит). Диагностика предрасположенности к кинетозу необходима при профессиональном отборе моряков. Оценка вестибулярного анализатора осуществляется следующими методами:

  • Вестибулометрия - исследование реакции вестибулярного аппарата на различные раздражители. Проводится путём использования приборов, имитирующих воздействие различных форм ускорений.
  • Калорическая проба . Даёт представление о возбудимости лабиринта, позволяет выявить лабиринтную патологию.
  • Вращательные тесты . Требуются для определения адаптивной способности вестибулярного аппарата в условиях вращения. Осуществляются при помощи специального кресла, где располагается исследуемый.
  • Видеоокулография . Дает возможность обнаружить скрытый нистагм, свидетельствующий о субклинической патологии лабиринта.

Лечение морской болезни

Уменьшить симптомы укачивания можно, исключив усугубляющие факторы. Необходимо частое лёгкое питание малыми порциями с исключением жирного, цельного молока, газированных жидкостей. Полезно употребление воды, чая с клюквенным соком, лимоном. Облегчает состояние рассасывание леденцов, сухариков. Рекомендуется стоять на палубе, зафиксировав взгляд на линии горизонта, или принять горизонтальное положение в каюте (оптимально - заснуть). К фармпрепаратам, обладающим противоукачивающим действием, относятся:

  • Холинолитики (гиосциамин, платифиллин). Широко использовались в конце XX века, из-за выраженных побочных эффектов в настоящее время применяются ограниченно. Наиболее эффективен скополамин. Специальная аппликационная форма препарата в виде пластыря позволяет обеспечить равномерную диффузию скополамина в кровь, что значительно нивелирует побочное действие.
  • Натрия гидрокарбонат . Показал высокую эффективность против укачивания. Назначаются внутривенные инфузии, ректальные свечи.
  • Антигистаминные средства (дименгидринат, меклозин, прометазин). Блокируют гистаминовые рецепторы внутреннего уха, вестибулярных ядер, уменьшая вестибуловегетативные реакции. Хорошо переносятся, используются профилактически.
  • Психостимуляторы (мезокарб, кофеин). Назначаются в комбинации с антигистаминными/холинолитиками. Уменьшают побочный эффект в виде угнетения ЦНС.
  • Противорвотные (метоклопрамид). Необходимы для купирования многократной рвоты.
  • Ноотропы (аминофенилмасляная кислота, пирацетам). Повышают адаптивные возможности ЦНС, улучшают церебральный метаболизм.
  • Комбинированные фармпрепараты. Представляют собой сочетание нескольких однотипных фармпрепаратов (скополамин+гиосциамин), средств различного механизма действия (антигистаминный препарат+психостимулятор).

Прогноз и профилактика

Морская болезнь проходит при прекращении качки. У некоторых пациентов слабость, головокружение сохраняются несколько дней. Мерами профилактики кинетоза являются исключение провоцирующих факторов, тренировка вестибулярного аппарата, профилактическая фармакотерапия. До плавания и в течение путешествия рекомендуется отказаться от приема газированных/алкогольных напитков, ограничить курение, избегать переедания, перегревания на солнце, слежения за мелькающими предметами. Повышению устойчивости к укачиванию способствует регулярная физическая нагрузка. Вестибулярную тренировку обеспечивают упражнения с поворотом головы, вращениями, спортивные игры (футбол, волейбол), занятия танцами, аэробикой, акробатикой. Медикаментозная профилактика проводится антигистаминными препаратами. Заблаговременное повышение адаптивных способностей нервной системы осуществляется путём проведения курсовой терапии адаптогенами, средствами, улучшающими церебральную гемодинамику, нейропротекторами.

Большое количество людей сталкивается с проблемой укачивания, поэтому для них поездка в транспорте практически всегда становится настоящим испытанием. По статистике примерно 20% взрослых людей страдают от укачивания.

Состояние укачивания, как правило, возникает только при нахождении человека в транспорте. Причина развития симптомов укачивания заключается в особой реакции вестибулярного аппарата на разнонаправленные ускорения, возникающие при перемещении на транспортном средстве. Ведь при движении в транспорте идет перемещение по прямой и качка из стороны в сторону. Вестибулярный аппарат плохо приспосабливается к таким разнонаправленным движениям, не амортизируя их, а напротив, создавая эффект "качки". Именно в таких случаях человека может укачивать. Люди, вестибулярный аппарат которых способен нивелировать воздействие разнонаправленных ускорений, не страдают от укачивания в транспорте.

После окончания движения симптомы укачивания проходят самостоятельно и не требуют никакого специального лечения. Иными словами, укачивание представляет собой вариант физиологической реакции организма человека на перемещение в пространстве на каком-либо транспортном средстве.

Укачивание в транспортном средстве проявляется следующими симптомами:

  • вялость;
  • бледность кожи;
  • холодный пот;
  • ощущение дискомфорта в животе;
  • повышенное слюновыделение.
С целью устранения данных симптомов применяются специальные фармакологические препараты, которые входят в одну группу под названием средства от укачивания .

Средства от укачивания – классификация с примерами препаратов

Средства от укачивания обладают свойством подавлять развитие неприятных симптомов, развивающихся при перемещении на транспортном средстве. Способностью подавлять симптомы укачивания обладает широкий спектр фармакологических препаратов, относящихся к различных группам. Именно поэтому классификация средств от укачивания основана на принадлежности препаратов к определенным фармацевтическим группам.

Достаточно большому количеству людей во время переездов либо перелетов приходится сталкиваться с такими неприятными симптомами как головокружение, сонливость, тошнота, рвота, чрезмерное слюноотделение и некоторыми другими. Все это признаки укачивания либо морской болезни. Особенно часто признаки укачивания беспокоят маленьких детей, однако нередко они доводят до отчаяния и взрослых. Что представляет собой данное явление и как с ним бороться, Вы сможете узнать прямо сейчас.

Что же это такое?
Укачивание – это болезненное состояние, которое возникает у человека при быстрой езде по неровной дороге, во время качки на море, при выполнении различных вращений телом, а также при «болтанке» в самолете и выполнении сложного пилотажа. В большинстве случаев признаки морской болезни возникают в маленьких автомобилях и на небольших судах. Помимо детей данному заболеванию подвержены также беременные женщины и люди, у которых отмечается склонность к мигреням. Нередко его симптомы беспокоят женщин и во время месячных. Об индивидуальной расположенности к данному недугу практически ничего не известно.

Причины
Основная роль в развитии морской болезни отводится вестибулярному аппарату, который реагирует на положение и различные движения головы. Вестибулярный аппарат представляет собой достаточно маленькую, но при этом непросто устроенную систему, которая располагается во внутреннем ухе. Данная система достигает своего окончательного развития ближе к 10 - 15 годам. При помощи данного аппарата нам удается как ориентироваться в пространстве, так и сохранять равновесие нашего тела. Любые движения головой либо наклоны оказывают раздражающее воздействие на его рецепторы, вследствие чего происходят рефлекторные сокращения мышц, которые способствуют выпрямлению тела и сохранению принятой позы. Именно рецепторы отвечают за восприятие положения головы в пространстве, а также восприятие движения всего тела. Как только получаемая информация приобретает характер монотонных колебаний, человека практически сразу же начинают беспокоить различные признаки морской болезни. Информация может стать монотонной не только во время перемещения на транспорте, но и при наличии патологий вегетативной нервной системы, воспалительных недугов слухового аппарата либо патологий желудочно-кишечного тракта. Во всех этих случаях курсу терапии подвергается основное заболевание.

Признаки
Приступ укачивания чаще всего развивается по определенной схеме: первоначально человека начинает беспокоить чувство внутреннего дискомфорта, которое за достаточно короткий промежуток времени перерастает в чувство тошноты. Чувство тошноты в свою очередь приводит к развитию ощущения нехватки воздуха и усилению выделения слюны. Помимо этого человек начинает потеть и дрожать, наблюдается также побледнение кожного покрова. Пот, как правило, холодный. Сильная тошнота в большинстве случаев заканчивается рвотой. Несмотря на рвоту, чувство голода не возникает, так как в такие моменты пища переваривается намного медленнее обычного. Понос при морской болезни не отмечается. Головокружение и головная боль беспокоят чаще всего пожилых людей, а также граждан, у которых наблюдается гипертония (повышенное кровяное давление). Бывают и такие случаи, когда люди теряют сознание.


Описание:

Воздушная болезнь (кинектоз, или болезнь движения) - нарушение функции вестибулярного аппарата.


Симптомы:

Выраженные формы воздушной болезни проявляются головокружением, тяжестью в голове, головной болью, мышечной слабостью, сонливостью, страхом, зябкостью, ухудшением зрения, искажением вкусовых ощущений, сухостью во рту, тошнотой, рвотой, бледностью или покраснением лица, повышенным потоотделением и др.


Причины возникновения:

Вызывают воздушную болезнь "болтанка" самолета, т.е. вертикальные резкие броски вниз и вверх, маневры и "рыскание" самолета. Рыскание - перемещение воздушного судна от заданного направления полета под действием бокового ветра.


Лечение:

Для лечения назначают:


Для предупреждения воздушной болезни следует рекомендовать хороший отдых перед полетом, необильный прием пищи за 1-2 часа до вылета (вылет натощак в два раза снижает устойчивость к воздушной болезни). В полете можно: 1) откинуть голову и туловище назад, закрыть глаза и попытаться заснуть (задремать); 2) сосать леденцы; 3) выпить чашку чая или кофе; 4) направить струю холодного воздуха на лицо; 4) использовать дыхание кислородом; 5) применять фармакологические средства: дипразин (пипольфен) - 25 мг; дибазол - 20 мг, пиридоксин (витамин В6) - 100 мг. Выше эффективность комплексного препарата акинет, включающего в себя дипразин, дибазол, пиридоксин в указанных выше дозах и кофеин бензоата натрия - 200 мг; а также плавефин и феплавин. Эффективность всех препаратов, принятых перед полетом, вдвое выше, чем принятых в начале развития воздушной болезни.