Причины забастовок. Смотреть что такое "Забастовка" в других словарях. Забастовки в современном мире
28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами *, ознаменовавшее собой начало действия во Франции «плана Маршалла». После удаления коммунистов из правительства американский империализм считал возможным оказывать систематическую поддержку правящим кругам Франции, учитывая, что без такой поддержки они не смогли бы удержаться у власти в обстановке острой классовой борьбы.
Согласно «плану Маршалла», Франция в течение ряда лет получала от США крупные субсидии. С апреля 1948 г. по октябрь 1951 г. они составили 2458 млн. долл. ** Французская экономика оказалась в полной зависимости от американских кредиторов, которые получили возможность оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Правительство предоставило США право определять, какие отрасли промышленности или сельского хозяйства Франции они считают «экономически рациональными». Американские монополии имели свободный доступ к сырьевым источникам Франции и ее колоний. Она обязана была предоставлять США различные виды стратегического сырья. VIII статья соглашения, например, обязывала французское правительство давать США «информацию о своей экономике и любую другую информацию». США получили право контролировать французский экспорт и импорт.
«План Маршалла», ограничив национальный суверенитет Франции, не разрешил экономических проблем, стоявших перед страной. Миллиарды долларов, полученные из США, безусловно значительно обогатили французские монополии. Основными потребителями американских кредитов оказались металлургические и химические тресты, частные автомобильные компании, тесно связан-
* Текст соглашения см.: «L"annee politique», 1948, p. 403-404.
** «L"annee politique», 1951, p. 335.
ные с американскими монополиями. Но лишь незначительная часть этих субсидий пошла на переоборудование и модернизацию общественного сектора.
Вмешательство во французскую экономику и политику американский монополистический капитал, естественно, использовал в своих интересах. Отрасли промышленности (если они не были филиалами американских трестов), которые могли конкурировать с соответствующими американскими предприятиями, кредитов не получали. Наоборот, их развитие всячески тормозилось, в результате чего французская экономика развивалась однобоко. Особенно пострадали национализированные предприятия, часть из которых была ликвидирована. К ним американские бизнесмены питали особое недоверие, усилившееся в связи с тем, что влияние коммунистов здесь было очень велико. Под давлением США в 1948 г. появился новый вариант «плана Монне», приспособленный к интересам американских монополистов. Превращение Франции в рынок сбыта американских товаров в значительной мере дезорганизовало ее внешнюю торгонлю, умножило ее экономические и финансовые трудности. Самостоятельное развитие французской экономики, основанное на максимальном использовании внутренних ресурсов, было прервано.
Именно поэтому Французская коммунистическая партия резко выступила против «плана Маршалла». Коммунисты не были противниками получения иностранной помощи, но они были за такую помощь, которая не влекла бы за собой никаких экономических и политических уступок, не ущемляла бы национальных интересов. Подчеркнув в своем докладе на XI съезде ФКП, что американский экспансионизм может низвести Францию до уровня Португалии, М. Торез говорил: «Да будет нам позволено не соглашаться на то, чтобы наша страна была низведена до роли пешки, которую Англия и США по очереди, а иногда одновременно переставляли бы на мировой шахматной доске»*.
Правящие круги, используя все средства пропаганды, стремились убедить французов, и прежде всего рабочих, требовавших, чтобы капиталисты раскошелились, в том, что заплатит богатый американский дядюшка, который-де спасет Францию от «угрозы голода и коммунизма». Значительную долю аргументов для официальной пропаганды предоставили руководители СФИО, разработавшие в эти годы ряд доктрин, имевших целью оправдать проводимую ими политику раскола рабочего движения и сотрудничества с буржуазными партиями. В противовес научному социализму идеологи СФИО выдвинули теорию «демократического
* М. Thorcz- Au service du peupie de France Paris. 1947, p. 59.
социализма» [См. ст. Демократический социализм . – Ред.] как отличного от марксизма учения. Л. Блюм разработал политическую доктрину «третьей силы», которая будто бы спасла Францию «от захвата власти легальным или нелегальным путем как коммунизмом, так и голлизмом» *.
Руководители СФИО оказали буржуазии неоценимую услугу, употребив все свое влияние на рабочих, чтобы доказать «бескорыстие» и «великодушие» американской помощи. Всячески разжигая антикоммунизм, они утверждали в то же время, будто Соединенные Штаты являются государством переходного типа к социализму и их политика носит исключительно миролюбивый, демократический характер. Блюм писал в центральном органе СФИО газете «Попюлер»: «Успех битвы на два фронта не был бы возможен без той помощи, которую в форме плана Маршалла оказала европейским демократиям американская демократия»**. Чтобы оправдать вмешательство США во внутренние дела Франции, лидеры СФИО выдвинули идею о необходимости ограничения национального суверенитета, которая затем стала основой планов европейской интеграции. «В будущем, которое не за горами, Франция должна будет в интересах международных организаций поступиться частью своего суверенитета»,- писала «Попюлер» ***.
Результатом принятия «плана Маршалла» было усиление реакционных тенденций во французской политической жизни, упрочение позиций коалиции «третьей силы». Отставка правительства Рамадье и приход к власти в конце ноября 1947 г. кабинета во главе с лидером МРП Робером Шуманом означали дальнейший шаг вправо. Социалисты надолго потеряли пост председателя совета министров. Отказавшись от поддержки своего естественного союзника - коммунистической партии, социалисты попали в плен к буржуазным партиям. Иногда они, робко и непоследовательно, пытались отстаивать интересы идущих за ними избирателей, но чаще всего проводили политику, продиктованную буржуазией.
В январе 1948 г. министр финансов правый радикал Р. Мейер, тесно связанный с банком Ротшильда, выступил с проектом ряда мероприятий, основанных на принципах «либерализма» (свободы предпринимательства) в противоположность якобы господствовавшему до того времени принципу «дирижизма» (вмешательства государства в экономику). При помощи дискуссий на тему о «ли-
* «LePopulairedeParis», 14.VI 1949; см, также С. Mollct. L’action socialiste au cours d.e la legislature 19.46-1951. Discours prononce au 43 Congres National du Parti socialiste (SFIO). Paris, 12, 13, 14, 15 mai 1951. Paris, 1951, p. 6.
** «Le Populaire de Paris», 14.VI 1949.
*** «Le Populaire de Paris», 27.VII 1947.
берализме» и «дирижизме» буржуазные деятели пытались скрыть истинные причины неравномерного развития французской экономики. На бесполезность этих дискуссий указывал даже правый экономист Шардонне, который заявил, что подобной дилеммы уже не существует, ибо сторонники либерализма, «возражая против государственного контроля над частной деятельностью, над правом собственников распоряжаться их предприятиями, в то же время становятся на путь поддержки государственного вмешательства, когда требуют государственных субсидий, повышения ввозных пошлин или настаивают на і ом, чтобы государство следило за соблюдением порядка в профсоюзных организациях» *.
Мероприятия Р. Мейера на деле имели целью создать условия для приложения крупных капиталов за счет рабочего класса и мелкой буржуазии. Р. Мейер предлагал, в частности, разрешить свободную торговлю золотом и долларами, что отвечало интересам спекулянтов, ликвидировать субсидии национализированным отраслям, осуществить девальвацию франка, ввести новые налоги, ради «экономии» уволить большое число государственных служащих и изменить порядок их аттестации **. Это должно было еще более снизить жизненный уровень не только рабочих, но и крестьянства, мелких торговцев и ремесленников.
С середины года начала поступать «помощь» по «плану Маршалла». Однако в стране росли цены, усиливалась инфляция, что вызвало новую волну забастовочного движения.
В июне 1948 г. в Клермон-Ферране против бастующих была брошена полиция, многие рабочие ранены; на улицах города появились баррикады ***. В июле прошли крупные стачки государственных служащих, парализовавшие работу почти всех министерств и учреждений. Служащие требовали повышения зарплаты и отказа от предложенных Мейером мероприятий. Под давлением забастовок правительство не стало проводить в жизнь проекты министра финансов.
В обстановке нового подъема массового движения правительство Р. Шумана 19 июля 1948 г. ушло в отставку, избежав тем самым необходимости вести переговоры с вышедшими из повиновения государственными служащими. Недовольство среди средних слоев не могло не вызвать серьезного беспокойства у правящих кругов, тем более что де Голль, пытавшийся найти поддержку именно у этих слоев, во время своих агитационных поездок по стране подвергал политику «третьей силы» резкой критике.
* Ж. Шардонне. Экономика Франции, г. II. М., 1961, стр. 343-344.
** С. Elgcy. La republique des illusions..., p. 434-435.
*** «L"annee politique», 1948, p. 97.
Одной из причин отставки Р. Шумана были обнаружившиеся разногласия с социалистами по школьному вопросу. Хотя его значение и было второстепенным по сравнению с социальными проблемами, волновавшими тогда всю страну, однако в истории Четвертой республики, как, впрочем, и ранее, он занимал достаточно важное место.
Конституция предусматривала отделение церкви от государства, и поэтому средства бюджета отпускались лишь на нужды государственных школ «Свободные», т. е. церковные, школы не должны были получать государственных субсидий.
Принцип светскости обучения издавна был одним из программных требований СФИО, привлекавшей этим на свою сторону многих французов, настроенных антиклерикально. Руководство ФКП многократно предлагало лидерам социалистической партии единство действий в борьбе за светскую школу, и, несмотря на их противодействие, на местах такое единство в организациях по защите светской школы зачастую складывалось. МРП и правые буржуазные партии всегда стремились обойти в этом вопросе конституцию и добиться предоставления государственных субсидий частным школам. Одной из первых попыток в этом направлении был законопроект министра здравоохранения в правительстве Шумана г-жи Понсо-Шапюи. Социалисты провалили проект - в коалиции «третьей силы» появилась первая трещина.
Следует иметь в виду, что в спорах между МРП и СФИО по школьному вопросу было много показных моментов, рассчитанных на завоевание избирателей. Защищая религиозные школы, лидеры МРП стремились сохранить престиж среди своей католической клиентуры, тогда как социалисты выставляли себя верными хранителями республиканских традиций, последователями Жореса и т. д. Но по основным проблемам внутренней и внешней политики СФИО и МРП шли в одной упряжке. Ведь существованию МРП угрожала справа партия де Голля - РПФ, уже начавшая отнимать у нее сторонников, и поэтому союз с социалистами был для МРП жизненной необходимостью. Социалисты же без поддержки МРП вынуждены были бы искать союзников среди более правостоящих партий (это и случилось впоследствии), что подорвало бы их влияние в массах. Блок с радикал-социалистами не давал большинства в Национальном собрании ни той, ни другой партии в отдельности.
Вскоре школьный вопрос был временно снят с повестки дня перед лицом нового обострения классовых противоречий. После отставки Р. Шумана начался длительный правительственный кризис, который завершился лишь 11 сентября, когда было сформировано правительство радикал-социалиста Анри Кея. Противоречия между СФИО и МРП способствовали тому, что на политической
арене вновь появилась радикал-социалистическая партия, начавшая играть важную роль в коалиции «третьей силы».
Пестрый социальный состав партии радикалов, свойственные ей туманные политические доктрины, которые позволяли ее депутатам блокироваться то с правыми, то с левыми, превращали ее в своего рода центр этой коалиции. В Четвертой республике радикалы держали в своих руках важнейшие посты: председателем Национального собрания был Эдуард Эррио, председателем Совета республики - Гастон Моннервиль, председателем Ассамблеи Французского союза - Альбер Сарро. Сторонников партии привлекали сохранившиеся в ее программе принципы традиционного радикализма: светский характер образования, антиклерикализм, идеи защиты отечества и мира.
Вместе с тем программа радикалов, издавна считавшихся партией экономического либерализма, требовала сохранения частной собственности и свободы предпринимательства, денационализации предприятий, ставших собственностью государства, сокращения расходов на социальное страхование. Именно Анри Кей, который 22 раза занимал министерские посты, сделал основным принципом проводимой им политики иммобилизм. Однако, отказываясь от решения острых проблем, он, когда это требовалось, умел защищать интересы монополий. Правительство Кея поставило своей задачей расправу с рабочим и демократическим движением. Премьер- министр нашел в этом деле верных союзников в лице лидеров СФИО: социалист Ж. Мок был в его кабинете, так же как и в кабинете Р. Шумана, министром внутренних дел.
Уже в первые дни своего существования правительство Кея издало декреты о повышении и без того высоких цен на предметы первой необходимости и увеличении налогов, что вызвало рост недовольства трудящихся и протесты со стороны профсоюзов. Затем было предпринято наступление на трудящихся национализированных предприятий. 19 сентября 1948 г. правительство опубликовало серию декретов (их автором был министр-социалист Робер Лакост), которые нарушали устав горняков, принятый в период пребывания коммунистов в правительстве и предоставлявший шахтерам ряд социальных и политических прав. 10% персонала шахт подлежали увольнению, вводились новые дисциплинарные правила, забастовщики должны были немедленно увольняться. Правящие круги рассчитывали, нанеся поражение горнякам, шедшим в авангарде трудящихся масс, ослабить рабочий класс и его организации в целом.
Всеобщая забастовка горняков, в которой участвовало 300 тыс. человек, охватила все без исключения рудники и шахты департаментов Нор, Па-де-Кале, Мозель, Мёрт-и-Мозель, Сена, Луара, Тарн, Гар. Горняки требовали повышения зарплаты и ликвида-
ции декретов Лакоста. Правительство мобилизовало против горняков регулярные войска и жандармерию. Были даже вызваны оккупационные войска из Западной Германии. Горняцкие поселки находились на осадном положении. Баррикады, которыми рабочие окружили шахты, обстреливались из винтовок, автоматов и даже пушек. В ход были пущены танки. В крохотном горняцком поселке Рош-ля-Мольер 4 тыс. вооруженных до зубов жандармов в течение 5 часов вели борьбу с местными жителями, штурмуя улицу за улицей. Для захвата шахты Курье власти направили 7 тыс. жандармов. В окрестностях Сент-Этьенна были сконцентрированы 10 тыс. охранников и пехотные части; город оказался на осадном положении *. В Фирмини жандармы стреляли в забастовщиков из автоматов: 17 человек были ранены, 1 рабочий убит. В угольных районах все выглядело так, будто дело происходило на земле неприятеля. Территория угольных бассейнов, как пишет Эльжей, «завоевывалась метр за метром, шахта за шахтой, поселок за поселком. В ход были пущены значительные силы» **.
В стране развернулось широкое движение солидарности с бастующими горняками, проходили забастовки протеста против репрессий. Рабочий класс других стран направлял средства в фонд помощи французским товарищам.
Забастовка закончилась 29 ноября. Рабочим не удалось добиться удовлетворения их требований. Важной причиной этого было отсутствие единства действий. В ряде мест реформистским лидерам удалось настроить рабочих-социалистов и членов «Форс увриер» против коммунистов и членов ВКТ. Руководители «Форс увриер» и ФКХТ за спиной бастовавших рабочих вели переговоры с правительством.
Правящие круги, стремясь любой ценой подавить забастовку горняков, которая грозила серьезно подорвать их политические позиции, видели в компартии главное препятствие на пути осуществления своих замыслов. Дебаты в Национальном собрании, развернувшиеся 16-24 ноября 1948 г., отражали острую классовую борьбу в стране. Дебаты начались в связи с интерпелляцией правого депутата Лежандра о мерах, предпринимаемых, «чтобы положить конец саботажу французской экономики, организованному компартией» ***. Министр внутренних дел Ж. Мок утверждал, что забастовка горняков началась по прямому указанию Информационного бюро коммунистических партий, а министр на-
* «Cahiersducommunisme», 1948. N 11, p. 1182
** G. Elgey. La republique des illusions.. , p 401-402.
*** «Journal OificieU, 17.XI 1948. p. 6990.
циональной обороны социалист Рамадье обвинил коммунистов в подрыве военной мощи страны *.
В своих выступлениях в Национальном собрании 19, 23 и 24 ноября Жак Дюкло отверг все нелепые обвинения, направленные против компартии. Он резко критиковал сущность экономической политики правительства. «Лишения для одних и сверхприбыли для других - такова ваша политика. Франция насчитывает теперь,- говорил Дюкло,- 42 общества-миллиардера, против трех в 1945 г.» **. Правительству удалось при поддержке социалистов протащить через Национальное собрание закон, который под угрозой штрафа и тюремного заключения запрещал участие в забастовках. Однако этот закон не проводился в жизнь. Это было невозможно в стране, где существовал боеспособный, организованный рабочий класс, возглавляемый сильной компартией.
* «L"annee politique», 1948, p. 207.
** «Journal Officiel», 20.XI 1948, p. 7126.
Цитируется по изд.: История Франции. (отв. ред. А.З. Манфред). В трех томах. Том 3. М., 1973, с. 332-339.
Раздел 1. История стачек, причины и последствия.
Раздел 2. Стачки в современном мире.
Стачка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Стачка — это массовое прекращение работы работниками отдельного предприятия, группы предприятий , отрасли, на определенный срок или на неограниченный срок (бессрочная стачка) с выдвижением требований администрации предприятия , региона или правительству. В отдельных случаях и ситуациях законы страны ограничивают проведение стачек.
История стачек, причины и последствия
Стачка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители вправе приступить к компании стачки.
Как же акция протеста может попасть наш список, если в результате ее погибла смелая женщина? Да потому, что это был переломный момент в движении за права женщин. 4 июня 1913 года, во время скачек дерби на день города, 32-летняя суфражистка Эмили Уайлдинг Дэвидсон бросилась под копыта лошади Короля Георга V. Находившийся в седле жокей был «поражен лицом этой женщины», да и вся Англия 20-го века не осталась равнодушной к суфражистке и ее поступку. Через 5 лет, в 1918-м, британские женщины получили право голоса.
Участие в стачке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в стачке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в стачке, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Стачку возглавляет представительный орган работников. Данный орган избирается одновременно с принятием решения о стачке и имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Полномочия этого органа прекращаются в случае подписания сторонами договора об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания стачки незаконной. В проведения стачки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, которые обычно заканчиваются заключением договоренности об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае стачка прекращается.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий стачку, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения стачки, сохранности имущества фирмы и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По соглашению сторон должен быть обеспечен минимум необходимых работ . Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти .
При необеспечении минимума необходимых работ и услуг стачка может быть признана незаконной.
Стачка прекращается в случае:
а) разрешения коллективного трудового спора и заключения соответствующего концессии;
б) принятия решения о прекращении стачки органом, ее возглавляющим;
в) вынесения судом решения о признании стачки незаконной.
По своим целям стачка бывают экономические и политические. Нередко они сопровождаются демонстрациями, острыми столкновениями с полицией, правительственными войсками, штрейкбрехерами и специальными вооруженными отрядами, создаваемыми господствующими классами для борьбы с забастовочным движением.
Стачка может быть частичной (бастует часть рабочих и служащих предприятия или отрасли хозяйства) и всеобщей обычно охватывает одну, несколько или все отрасли экономики, несколько или все отрасли промышленности, транспорта и т. д. в масштабе страны (национальная стачка) или части страны , например района (локальная стачка). Первые забастовки пролетариата в 16-18 вв. (в Италии стачка известны ещё с 14 в., например первая в истории Европы стихийная стачка наёмных рабочих во Флоренции в 1345 под руководством чесальщика шерсти Чуто Брандини, казнённого властями) были экономическими, стихийными, неорганизованными.
В процессе гражданской войны и формирования классового сознания пролетариата экономические забастовки становились всё организованнее, сочетаясь с политическими выступлениями рабочих; они часто сопровождались вооруженной борьбой пролетариата (Лионские (см. Лион) восстания ткачей 1831, 1834;
В 1-й половине 19 в. стачечное движение приобрело наибольший размах в Англии (массовая политическая стачка).
В октябре 1835 произошла одна из первых наиболее крупных стачка в Российской Федерации (на фабрике Осокина в Казани). Забастовочная борьба стимулировала возникновение рабочих организаций (профсоюзов, партий рабочего класса), способствовала развитию классового сознания пролетариата, его подготовке к восприятию идеологии социализма.
Буржуазия всегда вела против стачек и упорную борьбу, опираясь при этом на государственный аппарат, правовые и административные институты, карательные органы.
С помощью Ле Шапелье закона во Франции (1791), закона Питта в Британии (1799) и др. капиталисты пытались отнять у рабочих право на объединение предприятий и стачку.
Длительной борьбой в течение 19 в. Рабочий класс большинства капиталистических стран добился легализации права на стачку. Однако буржуазное законодательство представляло многочисленные основания для преследования участников стачка.
На всех конгрессах 1-го Интернационала в той или иной форме поднимался вопрос, о стачках. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали значение стачка как пролетарского средства борьбы, ведя острую полемику с теми, кто отрицал и извращал социальное и политическое значение забастовочной борьбы (прудонисты, последователи Лассаля и др.). На Женевском конгрессе 1-го Интернационала (1866) была принята резолюция, в которой подчёркивалась необходимость международной помощи бастующим.
В резолюции Брюссельского конгресса (1868) стачка была признана, по предложению Маркса, необходимым орудием в борьбе труда с капиталом. Вместе с тем в резолюции отмечалось, что забастовка - только одно из средств борьбы и не может быть единственным орудием полного освобождения пролетариата от эксплуатации. Марксу и Энгельсу пришлось позднее отстаивать правильное понимание значения стачка в борьбе (отрицание частичных стачек, провозглашение всеобщей стачка единственным, универсальным средством борьбы трудящихся) и сторонниками "чистого" тред-юнионизма, отрицавшими политическую борьбу рабочего класса и признававшими только экономические стачка.
Стали нередкими проявления международной солидарности рабочих с бастующими. Стремление к компании взаимопомощи играло большую роль при создании международных профобъединений (например, Международной федерации рабочих-текстильщиков).
Стачка превратилась в могучее оборонительное и наступательное оружие в экономической и политической борьбе рабочего класса. Большой политический резонанс имели Чикагская демонстрация 1886 бастующих рабочих, Всеобщая политическая забастовка 1893 в Бельгии. В Российской Федерации в 1885 вспыхнула грандиозная стачка на фабрике Морозова в Орехово-Зуеве, в 1896 под влиянием агитации Петербургского "союза борьбы за освобождение рабочего класса", организованного В. И. Лениным в 1895, произошла забастовка 30 тыс. петербургских текстильщиков. Развитие забастовочной борьбы в Российской Федерации (см. Рос) в этот период заставило царское правительство издать ряд законов об ограничении штрафов, рабочего дня и т. п.
В резолюции Брюссельского конгресса 2-го Интернационала (1891) отмечалось, что "забастовки и бойкот являются для рабочего класса необходимым оружием как для защиты от нападений врагов, так и для завоевания тех уступок, какие возможны в современном буржуазном обществе".
Япония. 1963" height="435" src="/pictures/investments/img779270_12_Demonstratsiya_bastuyuschih_konduktorov_i_voditeley_avtobusov_v_Tokio_YAponiya_1963.jpg" title="12. Демонстрация бастующих кондукторов и водителей автобусов в Токио. Япония. 1963" width="692" />
С переходом капитализма в империалистическую стадию развития гражданская война в капиталистических странах резко обострилась.
По мере углубления революционного кризиса в Российской Федерации забастовки перерастали здесь в политические и всеобщие ("Обуховская оборона" 1901, Батумская забастовка и демонстрация 1902, Ростовская забастовка 1902, Всеобщая забастовка на Юге Российской Федерации 1903 и др.). В октябре-декабре 1905 русский пролетариат впервые в истории прибег к всеобщей политической стачка в масштабе, всей страны. Эта стачка непосредственно подвела к вооруженному восстанию - высшей форме гражданской войны . Во время забастовки иваново-вознесенских ткачей 1905 возник руководимый большевиками Совет уполномоченных, явившийся прообразом Советов рабочих депутатов. Дальнейшее усиление забастовочного движения в последующие годы происходит под влиянием Революции 1905-07 в Российской Федерации, опыт которой показал значение всеобщей политической забастовки.
Крупными политическими событиями были Шведская всеобщая стачка 1909, всеобщая стачка английских горняков 1912 и др.
В Российской Федерации в 1912 произошли массовые политические стачка в ответ на Ленский расстрел (повсеместно бастовало свыше 1 млн. рабочих):
Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. Последний обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки. Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований Закона, а также забастовки работников, которым Закон ограничивает право на забастовку (правоохранительных органов и др.), и забастовки в период чрезвычайного положения. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае - приостановить на тот же срок.
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на десять календарных дней.
Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).
Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективному трудовому спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.
Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняются на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться. Работникам, которые не участвуют в забастовке, но в связи с ней не могут выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка (если на этой работе выполняют нормы труда) или их тарифной ставки (если эти нормы не выполняют). Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, и более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке (например, во всех случаях за время забастовок может быть сохранена оплата не ниже их среднего заработка).
Более того, ст. 415 ТК и ст. 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. запрещают локаут, т. е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.
Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» четко установил ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствующие их проведению, несут дисциплинарную или административную ответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в судебном порядке. Такую же ответственность несут представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры. Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 416 ТК). Закон предусмотрел ответственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, который влечет увольнение.
К организаторам незаконной забастовки могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Лица, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
Организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, должны нести материальную ответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды организации, в том числе и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим организациям или гражданам, возмещается бастующей организацией в соответствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответственность организация, поскольку она заключала договор. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, то ущерб возмещается за счет профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.
Профсоюзные органы должны активизировать работу по предупреждению забастовок, поскольку они сужают возможности государства и трудовых коллективов в социальном развитии. Профсоюзам в целях профилактики трудовых споров надо активнее осуществлять повседневный анализ обстановки в трудовых коллективах, выявлять наболевшие проблемы, стремиться быстрее снимать конфликтные ситуации и призывать к ответу должностных лиц, допускающих ущемление прав трудовых коллективов. Профсоюзные органы должны также активнее участвовать в контроле за выполнением решений примирительных органов, а также соглашений работодателей и трудовых коллективов, достигнутых в результате забастовки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Раскройте понятие «трудовой спор».
Какие существуют причины условия (обстоятельства) возникновения трудовых споров?
Как можно классифицировать все трудовые споры и каковы их виды?
Дайте общую характеристику нормативных актов по рассмотрению трудовых споров.
Каковы принципы (характерные черты) порядка разрешения трудовых споров?
Раскройте понятие и значение подведомственности индивидуальных трудовых споров.
Каков порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС и суде?
Как исполняются решения КТС и суда по трудовым спорам?
Дайте общую характеристику законодательства по разрешению коллективных трудовых споров.
Раскройте понятие и виды коллективных трудовых споров.
Какие существуют этапы мирных процедур разрешения трудовых споров?
Каковы порядок и сроки разрешения коллективного спора в примирительной комиссии, с участием посредника и в трудовом арбитраже?
Какова роль Службы по урегулированию коллективных трудовых споров?
Что такое забастовка и каков порядок ее объявления?
Каковы последствия законной и незаконной забастовок?
Каковы права и обязанности органа, возглавляющего забастовку?
Забастовки - одна из форм проявления конфликта на предприятии или в целой отрасли народного хозяйства. В качестве синонима используется также понятие “стачка”, которое означает массовое выступление рабочих и остановку работы, в английском языке является эквивалентом слово “strike”. В русском языке понятие забастовка используется для обозначения массовых трудовых конфликтов, поскольку в них труд выступает как орудие власти, давление на предпринимателей. Если трудящиеся лишены возможности влиять на решения и как-то делить власть, то они используют забастовку в качестве экономического средства воздействия.
Наиболее краткое и в то же время достаточно обобщенное определение забастовки дал американский социолог М. Уотерс. Он определяет забастовку как коллективный и полный отказ от работы, сделанный группой рабочих в условиях оказания давления на личность, группу или другую организацию. К.Керр и А. Зигель считают забастовки неотъемлемой чертой образа жизни “социально-изолированных групп”. 1
Забастовки, в качестве средств воздействия на работодателя, стали применяться на заре развития капитализма. Истории известны факты забастовок ремесленных и промышленных рабочих, крепостных крестьян, которые нередко заканчивались вооруженными насильственными конфликтами. Для ранних форм забастовок характерно господство предрассудков и неразвитость самосознания рабочих.
Позднее забастовки трансформировались в классические формы, для которых характерны выработка программных требований, развитая организационная структура, руководимая формальной организацией. Такую форму связывают с организацией профсоюзов. Современная форма забастовки возникла после второй мировой войны, в конце 50-х годов. Ее отличительные особенности от предыдущих исторических форм состоят в следующем:
увеличение числа участников при одновременном сокращении деятельности (порой забастовка носит общенациональный характер);
высокая степень организации (выбирается оптимальное время, место, участвуют средства массовой информации и создается благоприятное общественное мнение);
массовые действия не несут эмоциональной окраски (как правило это мирные демонстрации при отсутствии актов насилия);
в забастовках участвуют различные категории работников;
происходят на основе трудового законодательства с соблюдением всех формальных процедур;
создание новых средств забастовок (пикетирование, забастовка с выпуском продукции).
Таким образом, как отмечает специалист по трудовым конфликтам В. Н. Шеленко, современная забастовка - это заранее подготовленная, предварительно спланированная коллективом акция, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляющих органы руководства, пользующееся поддержкой населения, прессы, органов местного управления.
В нашей стране к забастовкам долгое время относились как к экстраординарному событию. Практически в СССР, начиная с 30-х годов и вплоть до 1956 года, забастовок не было. И это вполне объясняется жестким тоталитарным режимом в данный период истории СССР. Но уже в 1956 году в Свердловске возмущение рабочих было спровоцировано плохими условиями труда, в 1962 г. В Новочеркасске забастовка последовала за повышением цен и снижением кооперативных расценок. В 60-е годы подобные случаи отмечены в Рязани, Баку, Омске, Кривом Роге, Одессе, Киеве, Львове, а в 70-е - в Свердловске, Киеве, Витебске, Владимире, Челябинске, Баку и еще в нескольких городах. Если же не считать забастовки на национальной основе, то их общее число превысит несколько сот. До недавнего времени все эти случаи тщательно замалчивались.
В современной России шахтеры оказались первым профессиональным отрядом рабочего класса, который выступил с открытым социальным протестом против бедственного социально-экономического положения. Конкретные особенности формирования массовых трудовых конфликтов и методов их разрешения были изучены в процессе исследования забастовок на шахтах Кузнецкого и Печорского угольных бассейнов.
Конкретные причины забастовок многоплановы. Одни вызваны внешними политическими, социально-экономическими факторами, другие - внутренними, которые возникают в рамках предприятия, региона или отрасли. Вторая группа причин соответственно делится на экономические и неэкономические. В числе первых: низкая заработная плата, несправедливость тарифных расценок, дефицит товаров, рост цен и инфляция; в числе вторых: систематическое нарушение социальной справедливости, социальная незащищенность прав трудящихся, неуважение их личности, достоинства, неудовлетворенность условиями, организацией и содержанием труда, стилем управления коллективом и т.п.
Как следует из вышеизложенного, забастовка - это всегда коллективное действие. Коллективные же действия имеют место только в той мере, в какой индивиды чувствуют себя интегрированными в какую-то общность, представляют собой “коллективное тело”. Объединяющим началом формирования людей в социальные группы в условиях забастовки являются какие-либо общие потребности и интересы. Интерес - это концентрированное выражение потребности, набор предрасположенностей, включающих в себя цели, ценности, желания и другие ориентации и склонности, которые заставляют людей действовать в определенном направлении. 1
А.К.Зайцев выделяет шесть групповых интересов, которые могут побудить людей участвовать в забастовке и, следовательно, служат в данном случае группообразующим фактором:
Действительный интерес, фактически обоснованный, объективно отражающий положение группы в социальном конфликте и его возможном исходе.
Ценностно ориентированный интерес, связанный с пониманием, как должно быть, и разногласиями по поводу возможного решения.
Интересы, связанные с ограниченностью ресурсов (денег, материалов, привилегий и т.д.).
Завышенные интересы, связанные с переоценкой имеющихся сил и неадекватными предъявляемыми другим претензиями.
Гипотетический, надуманный, воображаемый интерес, основанный на искаженном понимании группой своего положения в социальном конфликте.
6.Транслируемый (т.е. перенесенный извне) интерес, который не является реальным интересом данной группы в забастовке и представляет в ней интерес других социальных групп. В этом случае группа, отстаивающая этот интерес, является объектом манипулирования сторонних сил и субъектов.
Конкретные сценарии и фазы развития забастовок как формы социального конфликта довольно подробно проанализированы в работах А.К. Зайцева и В.Н. Шеленко. Рассмотрим кратко сценарии развития забастовок и способы их разрешения, воспользовавшись таблицей.