Внутренний государственный долг. Что такое долг и задолженность простыми словами Сущностные характеристики долгов
Происхождение термина «кредит» имеет несколько трактовок. Одни специалисты считают его производным от латинского credit (в переводе «он верит»), другие, от creditum (ссуда, долг). На самом деле кредит - это движение ссудного капитала, или заем в денежной либо товарной форме. Понятие и практика кредитования существовала еще несколько тысячелетий назад в натуральной и денежной формах. Обе эти развивались параллельно, приобретая свои масштабы и значение.
Сущность кредита
Рассмотрим кратко сущность, и функции, и принципы кредита, что они представляют на практике. Устойчиво и неизменно понятие о сущности кредита, которое обозначает между кредиторами и заемщиками по вопросу возвратного движения денежной стоимости или стоимости в товарной форме.
Субъектами в кредитных отношениях выступают юридические лица или дееспособные граждане: кредиторы - особы, которые передают стоимость во временное пользование, а заемщики получают кредит и обязаны его возвратить в условленный срок. На современном уровне организации товарно-денежных отношений субъект может одновременно исполнять функции кредитора и заемщика, например, банк. Объект кредитной сделки - это ссуженные ценности в денежном и товарном виде, переданные заемщику кредитором с последующим возвратом.
Функции кредита
Существует две основных функции кредитования в современных условиях: перераспределительная и функция замещения операций с наличными безналичными кредитами. С помощью перераспределительной функции денежные и товарные средства, принадлежащие одному экономическому субъекту, передаются в пользование другому экономическому субъекту на определенное время с условием возвратности, срочности и платности.
Функция замещения заключается в создании на основе кредита платежных средств, при использовании которых наблюдается эффект экономии Вышеназванная функция появилась вследствие специфической организации современных с преобладанием в них безналичной формы производимых расчетов. Храня деньги в банках, клиент таким образом вступает с последними в кредитные отношения и создает возможность проведения кредитных операций в виде банковских записей, вместо использования наличных средств.
Принципы кредита
В процессе кредитных отношений применяются основные принципы кредита, к ним относятся срочность и возвратность, материальная обеспеченность, целевой характер, платность.
. Возвратность кредита
подразумевает своевременный возврат полученной ссуды после завершения пользования ею.
. Срочность кредита
обуславливает сроки, в которые ссуда должна быть возвращена заемщиком, они фиксируются в кредитном договоре или другом равноценном документе. Вследствие нарушения заемщиком указанных сроков кредитор имеет право применить к нему экономические санкции.
. Платность кредита - это прибыль, полученная от пользования кредитом и распределенная между кредитором и заемщиком в виде кредитного процента. Посредством этого принципа заемщик не только возвращает кредит, полученный в банке, но и платит за право его использования.
. Обеспеченность кредита - ссуда предоставляется под залог или под финансовую гарантию. Таким образом обеспечивается защита интересов кредитора в случае нарушения заемщиком принятых по кредиту обязательств.
. Целевой характер кредита - предусматривает использование кредитных средств в конкретных целях, определенных кредитным договором.
Кроме этих основных, имеются и другие принципы кредита. Так дифференцированный характер предусматривает различный подход к потенциальным заемщикам разных категорий.
Безусловно, взять и использовать кредитные средства заемщик может, и не зная основополагающие принципы кредита и правила функционирования этого финансового инструмента. Однако отсутствие информации способно повлечь и разнообразные недоразумения. Чтобы уверенно и безопасно воспользоваться экономическим благом - кредитованием, необходимо владеть основной информацией. Узнав принципы кредита, вы сможете заранее рассчитать собственные возможности и вступить в законные отношения с банком, не неся огромных потерь и чувствуя себя уверенно в завтрашнем дне.
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей.
С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.
Слово «кредит» произошло от латинского «creditum» -- ссуда. В толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке «кредит» определяется как ссуда, пре-доставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие.
Государственный кредит как стоимостная категория - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.
Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения валового внутреннего продукта и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в пользу государства. Поэтому возможность существования государственного кредита, а как следствие и государственного долга, вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и тому подобных. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит .
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонного производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения средств хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.
Возможность функционирования государственных кредитных отношений существенно подкрепляется постоянным наличием значительных свободных капиталов на международных финансовых рынках.
В условиях функционирования административно-командной экономики государственные займы использовались как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Принудительными были госзаймы, например выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.
Целесообразность использования заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока - и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.
Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой денежную сумму, которая, выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа.
Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными и муниципальными бумагами, степень доверия населения правительству.
Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.
Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенный период времени предоставленные взаймы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления. К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами. Численный же состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как и величины денежных потоков, как правило, не совпадают.
Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам.
Займы увеличивают государственные расходы, т. е. функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.
Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств -- это классическая форма государственного кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Следует отличать государственный кредит от банковского и коммерческого. Как уже отмечалось ранее, традиционная роль государственного кредита заключается в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета, а реальными источниками возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, а в случае недостаточности налоговых поступлений -- новые займы. Таким образом, экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита.
Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, т. е. характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет погасить кредит, а также выплатить проценты за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары, ценные бумаги и прочее, а при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности. Отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, в то время как результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
При коммерческом кредите, как заемщиками, так и кредиторами выс-тупают действующие предприниматели, а кредит предоставляется не в денежной, а в товарной форме по особому документу -- векселю, т. е. коммерческий кредит -- это отсрочка платежа за поставленные товарно-материальные ценности .
Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в денежной форме.
Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и, безусловно, контроле за мобилизацией средств государством, а также роли в общественном воспроизводстве:
1) регулирующей, 2) замещения наличных денег в обращении.
Как уже отмечалось ранее, государственный кредит -- средство мо-билизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов, поэтому в современных условиях государственные займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита -- это равномерное распределение налогового бремени во времени. Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит:
¦ от сроков заимствования средств;
¦ процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком.
Чем привлекательнее заем для инвесторов, тем более значительная часть налоговых поступлений должна быть направлена государством на его погашение; чем выше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.
При непроизводительном использовании мобилизованных посредством госзаймов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
При проведении правильной кредитной политики с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. В условиях инфляции государственные займы, как основная форма государственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспособный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточные денежные знаки на оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут направлены в сферу промышленного производства, то произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении, и если заимствованные государством денежные средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. А если кредитор -- юридические лица и полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной денежной массы в обращении возрастет .
Вместе с тем есть и негативный оттенок функционирования государственного кредита. Когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов. Тем самым продолжение правительственных заимствований для бюджета сделает эти кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходимых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Конкретным результатом перелива денежных средств между отраслями в рамках экономической системы является выравнивание нормы прибыли на вложенный капитал.
Регулирующая роль госкредита в общественном воспроизводстве способствует и обеспечению перераспределения денежных средств между территориями государства.
Следующая роль государственного кредита в воспроизводстве -- замещение наличных денег в обращении. В условиях адекватной экономическому развитию государственно-регулируемой денежно-кредитной политики эта роль государственного кредита позволяет эффективно заменить находящиеся в обращении полноценные деньги в определенном объеме на кредитные, также как, например, векселя, обращающиеся депозиты, чеки и т.д. В России нормальный денежный оборот замещается «черным налом», бартером, взаимозачетами, расчетами с помощью суррогатов денег (векселей, налоговых освобождений и т. п.). С самого начала рыночных реформ упор в борьбе за экономическую стабилизацию делался, прежде всего, на ограниче-ние роста денежной массы, что привело к недостатку денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Следовательно, задача правительства России на современном этапе: повысить монетизацию экономики. И как одна из мер -- запрет свободно обращающейся иностранной валюты во внутренних расчетах в нашей стране.
Внутренний государственный долг — совокупность кредитно-финансовых отношений, благодаря которым осуществляется погашение бюджетного дефицита государства, повышается объем наличности в обращении. Внутренний госдолг возникает в связи с необходимостью привлечения ресурсов для осуществления заказов, проектов и программ государственного уровня. Его обслуживанием занимается Центральный Банк РФ.
Особенности и методы контроля
Внутренний госдолг — финансовая ответственность страны, которая возникает перед частными лицами, предприятиями, корпорациями, коммерческими структурами. Так, в России он выражается в форме кредитования, использования ценных бумаг, займов и обязательств, которые гарантирует Правительство. В его состав в Российской Федерации входят: долги общефедерального уровня, обязательства перед предприятиями, финансовую ответственность за которые несет страна, а также долги муниципалитетов перед гражданскими лицами. Среди основных методов управления госдолгом можно выделить:- конверсия. В этом случае органы власти принимают решение об изменении доходности по уже действующим займам. Обычно речь идет о снижении процентов по ним;
- консолидация. Эта процедура подразумевает повышение срока действия по обязательствам, которые были выпущены ранее. Преобразование в более длительные по времени задолженности всегда выгодны государству;
- унификация. Метод используется для объединения займов, которые были выпущены ранее. Обычно осуществляется обмен на облигации новых займов;
- дефолт. Это радикальная мера, используемая государством, отказывающимся от взятых на себя ранее обязательств;
- рефинансирование. Эта методика подразумевает выпуск новых займов для погашения старых долгов.
Преимущества и условия для погашения
Внутренний долг государства является стимулятором для обращения наличных денег внутри страны. За счет увеличения внутреннего долга происходит погашение дефицита бюджета. Еще одно преимущество — финансовые ресурсы на покрытие дефицита занимаются на внутреннем рынке, то есть не происходит прирост денежной массы.Чтобы своевременно платить по образовавшимся долгам государство финансирует рынок ценных бумаг, оказывает влияние на его развитие, выходит на международные рынки. Правительство принимает законы, которые позволяют привлекать на территорию страны большие объемы инвестиций. Органы власти используют меры, которые помогают оптимизировать федеральные затраты.
Вывод
Корректное увеличение внутреннего государственного долга не несет опасности для отечественной экономики. Если рационально и эффективно управлять таким инструментом, то страна останется дееспособной и стабильной. Правительство должно осуществлять заимствования в объемах, которые нужны для решения социально-экономических задач. Прозрачная и последовательная политика в этом направлении позволит добиться доверия у юридических и физических лиц.Управление государственным долгом. Методы управления государственным долгом.
Бюджетный дефицит. Устойчивость бюджета. Подходы к сбалансированности бюджета.
Экономическая сущность государственного долга. Государственный внутренний долг.
Для бюджетной политики большинства государств XX века одной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансированности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит является оправданным на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюджета во время спада и наличии профицита в период инфляции. Иначе говоря, достаточно чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла. Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга.
Государственный или муниципальный долг – это общая сумма задолженности РФ и муниципальных образований по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.
Экономическое назначение государственного долга - обеспечение финансирования государственных расходов при нехватке бюджетных средств.
Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.
Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых (кредитных) отношений, где заемщиком выступает государство, а кредиторами – физические и юридические лица. Источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые в займы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширения воспроизводства и создания новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов.
Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний.
Внутренний долг – это совокупность обязательств федерального правительства перед резидентами, а внешний долг – перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство.
На практике Государственный внутренний долг РФ состоит из:
1) кредитов, полученных ПравительствомРФ;
2) государственных займов;
3) других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
1) Кредиты, полученные от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещаемые на национальном рынке. Однако иностранные инвесторы часто активно приобретают такие ценные бумаги, в результате чего появляется проблема классификации подобной задолженности. Самостоятельную проблему представляют кредиты и займы в иностранной валюте, но размещаемые на национальном финансовом рынке.
2) Государственные займы - основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве заемщика. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.
Классификации видов государственных займов :
1. По способу размещения государственные займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения - через систему сберегательных касс (банков). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.
2. Государственные займы бывают краткосрочные - со сроком погашения до одного года, среднесрочные - до пяти лет и долгосрочные - свыше пяти лет.
3. По видам доходности подразделяются на процентные (займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации в тираж погашения или тираж выигрышей).
4. По месту размещения различаются государственные займы внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.
5. Государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются облигациями на всю сумму займа. Безоблигационные займы - займы правительства у сберкасс или внешние межправительственные займы, которые оформляются путем записей по счетам государственного долга.
6. Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако в этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.
Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.
Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.
Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты.
Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом (т.е. государством)» она выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок. Реальная доходность облигации для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается ее цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.
Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:
· финансирование текущего бюджетного дефицита;
· погашение ранее выпущенных размещенных займов;
· обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;
· обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года;
· финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
· финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых местными органами власти, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые пользуются поддержкой государства. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг. Масштабы заимствования государством средств на фондовом рынке в разных странах с рыночной экономикой далеко неодинаковы.
Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.
3) Государственные гарантии . Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги в связи с повышением их надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляют государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства). Привлеченные посредством гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию конкретных инвестиционных проектов.
Функционирование механизма ведет к образованию государственного долга.
— сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.
Различают капитальный и текущий государственный долг.
Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.
Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).
- это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.
Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.
Долговые обязательства государства представляют собой следующее:
- Кредиты, полученные правительством.
- Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
- Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.
Классификация и виды государственного долга
Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).
Внутренний и внешний государственный долг - наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).
В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.
Рис. 1. Классификация государственного долга
Активный и пассивный государственный долг - характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.
Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.
Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении
охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.
В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.
Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:
- по эмитентам — центральные и территориальные;
- обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
- категориям кредиторов;
- оформлению — документарные и бездокументарные;
- срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
- доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
- условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.
Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.